01 мая 2015

1997, Кучерла и Чендек (1)

1997 год, июль — август
Катунский хребет
1) Тюнгур — р. Кучерла — р. Текелюшка — пер. Каратюрек (1А, 3060 м) (радиально) — Кучерлинское озеро — р. Кучерла — Тюнгур
2) Чендек — Чендекские озёра — Чендек
14 ходовых дней, пройдено примерно 90 км (+18 км радиально)

20 июля
Марш-бросок к троллейбусу с рюкзаками странного, непривычного «инопланетного» вида (пенки по бокам — удачное нововведение!); полчаса до Казанского вокзала — и вот мы «тронулись и отъехали»! Боб, я, Лёша Г. и Маша из Нижнего Новгорода, Федя и Маша из Москвы. Семён едет в соседнем, купейном вагоне. А у нас аншлаг туристов, сплошные рюкзаки. В нашем купе с Бобом — группа, идущая на Телецкое (старшеклассники-картёжники).

21 июля
Народ наш болтал всю ночь, а я как всегда проснулась раненько и наблюдала, как солнечные тени ласкали лица спящих. У наших грубоватых парнишек-попутчиков во сне лица детские, безмятежные.
После Агрыза устроили пиршество — пирог с малиной и сгущёнкой (даже Семён не устоял). А потом — и того круче: мороженое с земляникой, малиной и клубникой.
К вечеру взяли напрокат гитару, и ребята устроили концерт (БГ и т.д.). Лёша очень хорошо поёт, тонко вчувствуется в интонацию авторскую. Горланили до полуночи, потом хозяева гитару забрали. А к нам пришёл лысый водник-хиппи с компанией. Маша (московская) удивительно их развлекала, вешая лапшу на уши и сочиняя сказки на ходу. У неё талант общения, в том числе и с пьяными. Однако же, пришлось разбежаться, чтобы ситуация не затянулась.

22 июля
За окном — степь сибирская с берёзами, погода солнечная и жаркая.
Наша янская половина группы режется в шашки и шахматы (иногда приходит Семён, начинает и блистательно выигрывает). К вечеру потянуло на эзотерические разговоры (после пения a capella, т.к. у гитары порвали струну).
Закат снять не удалось, зато Маруся нижегородская сделала несколько кадров восходящей луны — огромной, красноватой, с «тарелкой» на её фоне (Федя предложил продавать этот кадр за бешеные деньги и обеспечить себе спокойную старость). Потом, когда часы показывали сегодняшний день, а за окном уже был следующий и мы оказались в межвременьи, было изречено, что время — иллюзия и все разошлись спать.

23 июля
Утром поспать не удалось, потому что наши попутчики выходили в Барнауле и начали паковаться. И напрасно, потому что их никто там не встретил (и вообще с автобусами там было глухо). Я пулей сбегала на вокзал посмотреть расписание поездов. После Барнаула в наш вагон переселилась группа из Риги — мощные девочки, не очень мощные мальчики и в их главе — «монгол Шуудан» со светлыми глазами.
В Бийске было несколько попыток общими усилиями что-то поймать. Начальники наши рыскали, переговаривались, а мы сидели на автостанции. Потом диспетчерша нашла нам автобус, и все ринулись на рынок закупать продукты.
Отъехали в 8-м часу вечера вместе с рижанами (очень просторно — 15 человек — и комфортно). Доехали до Сросток, а там — наши прошлогодние шофёры, везущие финнов в Тюнгур (с ними созванивался из Москвы Семён). Мы уехали вперёд; на таможне милиционеры напугали шофёров всякой «шушерой» и советовали ночевать возле поста ГАИ. Те испугались и решили идти «сквозняком», хотя пугала весть, что не доезжая 25 км до Тюнгура взорвали скалу и перекрыли дорогу. И вообще бензин кончился дальше по пути.
Закат угас, но на западе небо светилось почти до полуночи, а потом взошла огромная планета и вслед — луна, как прожектор.
Тем не менее, не доезжая Семинского перевала водители сказали: «Стоп!». В темноте в сыром поле выросли палатки, и вообще... это уже был следующий день —

24 июля
Спали с 1 ч до 4.30 без задних ног. Ночь была звёздная. Собрались ужасно быстро и в 5.15 покатили.

Фото Маши Н.

Бедный Боб в шортах ёжился, пока не взошло солнце и не стало согревать автобус. Ехалось хорошо, в Усть-Кане всё было закрыто, зато в Усть-Коксе оттянулись щами, огурцами (а кое-кто — и бифштексами).
А вот не доезжая Катанды начались приключения. Скалу действительно взорвали. Выгрузились, поболтали с местным милиционером и — нечего делать! — пошли, а там — хана! Острые сыпящиеся камни, а на ногах-то — незнакомые ботинки, а на спине-то — неиспытанный рюкзак, и вообще как-то ощущения забылись. Хорошо, что дядька-взрывник руку дал.

Потом — омовение ног в Катуни, ожидание какого-нибудь транспорта — и автобус с тюнгурской турбазы. Набились несколько групп, как селёдки в бочке — и доехали до моста в Тюнгуре.
После разбития лагеря пошли купаться в Катуни (мой первый опыт!). Здорово, только скользкие камни не дали сделать больше нескольких шагов, но всё-таки окунулась.
Уже есть спелые ягоды.

25 июля
Ночь была тёплая, вообще погода как в прошлом году. Правда, когда завтракали, из тучки покапал дождик. Я проснулась в 9.30 и даже не слышала ночных петухов. Снилась Галя (очень строгая) и какая-то чепуха донхуанская.
Отполовинили продукты и отнесли их в Борькином чёрном рюкзаке и зашитом чехле на базу (пусть ждут нас, голодных, дней 10).
Вышли в 13.30, за час бодрым гуськом дошли до 1-го моста через Кучерлу. Потом устроили облаву на кусты малины и красной смородины.

Потом 1 час — до «конечной остановки автобуса» на Елани. Показались снежные вершины, а потом со всех сторон над нами закружила гроза. Очень хорошо идти под мелким дождиком. Ещё 45 мин — до ручья. Я увидела спину Семёна. Через полчаса — 1-я стоянка на Кучерле. Появились первые встречные туристы. И солнце!
А после ужина дождь разогнал всех спать.

26 июля
Встали в 9, а солнца нет, и творческого фотографирования и купания не получилось.

Пока народ собирался, Семён ушёл вперёд, и я за ним (предварительно подкрепившись сумасшедшей чёрной смородиной). С 11.30 до 13 с привалами на травянистых склонах дошли до Чёрного камня и сели ждать компанию.

Первым не выдержал Семён, потом и я замёрзла. Через 20 минут — «стоянка с радугой». Почти сразу подошли и ребята (они тушили пожар, мимо которого я прошла, не зная, что без воды делать).
Устроили днёвку: сначала купались с визгом и восторгом (я даже волосы намочила), а потом поели супчику из красной быстроразваривающейся чечевицы+сыр+сухари. [Не могу понять, как так получилось, но в записках этого года неоправданно много внимания уделяется нашим трапезам, ежедневному меню, вообще — ЕДЕ. Вроде бы и не голодали до похода... Возможно, это связано с тем, что по нагрузкам путешествие планировалось облегчённым, так как с нами было четверо новичков. Шли не торопясь, было время на дневные обеды. Кроме того, места были уже мне знакомы, и внимание сместилось с описаний окрестностей на происходящее в нашей маленькой компании.]
Настроение ходовое, Семён остался отсыпаться, а мы с 17 до 19 прошлись до речки, где я в прошлый раз всех фотографировала. Тут очень уютно.

27 июля
Первая ночь, когда неважно спалось — у нас палатка с наклоном, да и сыровато. Утром солнышко решило нас согреть, и «моржи» (я в том числе) поспешили этим воспользоваться. Вода в речке ласковая.

Собрались и вышли без завтрака в 12. Что-то состояние у всех малоэнергетичное. Чуть-чуть заплутали, вероятно, чтобы встретиться с гадюкой. А потом Лёшу укусили сразу 4 пчелы.
Сделали днёвку на следующем ручье. Боб с нижегородцами опять полезли в Кучерлу купаться. Я вымыла голову в реке. Была радуга вокруг солнца. Наелись рису с чечевицей и пошли в 15.30 дальше.
Около 17 были на Текелюшке. Там видимо-невидимо брусники и грибов. Перешли дважды Текелюшку по брёвнам и стали «ломить».

Фото Семёна

Очень красивый каньон, мощные водопады. Тропа — не подарок. В одном месте вместо нижней тропы выбрали верхнюю, и это стало приключением дня. «Траверс скального склона» без верёвок и опыта, опасность была смертельной, но всё кончилось хорошо (особенно для меня — в самом страшном месте я прошла без рюкзака, его тащили ребята).

[Склон, конечно, был никакой не «скальный», а конгломератный с выходами скальной породы, сильно осыпающейся. Сообразив, что лезем не туда, остановились — и я единственная успела снять рюкзак. А вот снова его надеть на такой крутизне было очень проблематично. Боб, с фотоаппаратом на шее, шёл замыкающим, и благодаря ему этот экстремальный момент остался в истории.]

Встретили две группы. Около 9 вечера нашли замечательную стоянку с травой и хорошо горящим костром. После манной каши с изюмом и инжиром залегли переживать сегодняшний день, который по нагрузке не меньше любого перевала (особенно для новичков).