16 мая 2015

2002, Крепкая и Малый Калагаш (4)

1, 2, 3

7 августа
Ночью небо было «в алмазах», потрясающее. Вылезла в 6 утра снимать рассвет, а глади на воде нет. Спать больше не хотелось. Погода изумительная — ясно, тепло, на небе застывшие облачка.

Как приятно утром выйти из палатки и поздороваться с соседом —
невысоким пушистым кедром, погладить мягкие иголки, уткнуться
в его раскрытые ладошки, пахнущие смолой, и шепнуть:
«С добрым утром, мой хороший!»

Вышли с Бобом в 9.20. У обоих одинаковое ощущение: ноги идут, а голова ещё не вполне проснулась. Сняли на 6-м (или 7-м) озере камень-крокодил в воде (а на оз. Разведчиков был «дельфин»).

Везде сплошные водопады. Перешли на правый берег и легко взобрались к озеру Экспериментаторов.

Оно действительно уютное, красивое, есть где постоять. Только непонятно, как от него идти к оз. Разведчиков.

Плавность линий, округлость камней,
зыбкость света, нездешние краски,
каллиграфия тени... Настроение дзен.

Пошли к левому краю, искупались, позагорали на камушках. Решили взобраться к озеру, в которое стекает большой водопад.

До него оказалось не так трудно подниматься. Потом пошли по верху, обходя как бы оз. Экспериментаторов, и наконец-то увидели оз. Разведчиков. Поскольку времени много, решили уж и к нему прогуляться.

А от него поднялись по гребню морены, чтобы увидеть цирк, где ледник и перевалы. Итак, моё желание было выполнено (правда, до снега было о-очень далеко).

А потом реализовали авантюру Боба — спуститься обратно по другой стороне, чтобы не мочить ботинки в стоке оз. Экспериментаторов. Влезли на точку, откуда открылась полная панорама. Я закончила 4-ю плёнку, и больше снимать не хочу.

Озеро Экспериментаторов словно старинная чаша
причудливой формы. На гладких камнях чёрный орнамент
лишайников, по траве расплескалось синее вино аквилегий.

По камням, травке и сухим скалам — бараньим лбам спустились вниз. Боб сегодня хорошо чувствует дорогу. Увидели девочек на другой стороне (они побыли на оз. Экспериментаторов и спустились).
Вдоль озёр шлось уже тяжеловато (может быть, после 2-й порции шоколадки). Следы у начала 7-го озера действительно медвежьи — лапа с когтями.
В общем, погуляли часов 9 на славу и дома завалились в палатки. А девочки пришли позже нас.

8 августа
Спалось без задних ног и до 10 валялась. Погода отличная. Боб пошёл снимать водопад, а я после манной кашки пошла к водопадику, потом собирала смородиновый лист, тщетно искала маслята. Купалась несколько раз в озере (и Боб подошёл). Потом мы с ним пили какао в тенёчке и болтали.
На небе появились облака посерьёзней вчерашних. Но нам не страшна любая непогода — ещё 2 дня в запасе, а потом некуда деваться, надо уходить.
К вечеру тучки сгустились, вдали грохотала гроза. Поужинали с Бобом долгоиграющим рисом и жимолостью. Пошёл дождик, и природа сделала ещё один подарок — радугу в закатных лучах.

9 августа
Погода балует. Сегодня первые облачка появились около 2-х. После завтрака мы с Бобом прогулялись вниз, на 4-е озеро. Стоянка здесь мне очень понравилась. Мы искупались в том месте, где я купалась по пути вверх. Я собрала кучу маслят со светлыми шляпками. Они растут прямо во мхах и лишайниках. Я оставила грибочки на стоянке, чтобы был стимул прийти сюда сегодня. По пути, выискивая варианты троп, Боб так индульгировал, что я даже рассердилась.
Пришли домой, встретив Лану на стоке озера, перекусили, и я стала собираться. Взяла на память шишки моего кедра (для подарков).
Приготовила близко спички — вдруг змея укусит по дороге (сегодня в траве между нами проползла) и придётся прижигать рану.
Вышла в 15.20, а через час моя палатка уже стояла на новом месте. Здесь очень хорошо. Вокруг могучие кедры — стройные и закрученные. Тишина, только пищухи и птички «разговаривают». Кстати, сегодня слышали гул самолёта (что я не припомню на Алтае), а когда я ставила палатку, пролетел вертолёт.
Почистила грибы, искупалась ещё раз, пока солнышко не спряталось за гору. После грибного ужина сидела под кедром, потом развела костерок. Собрала на чай чабрец, ягодки брусники, жимолости и можжевельника. Спать захотелось ещё до 9.

10 августа
Ночью была бессонница, глазела из палатки на звёздное небо. Очень тепло. Почему-то некоторым птичкам и пищухам ночью тоже не спится.
Позавтракала гречкой с половиной вчерашних грибов. Вымыла голову; опять видела гадючку, на этот раз — у воды.
Только выпила компотик из жимолости — и пришла вся компания. Девочки разложили собранный корень и продолжали возиться с ещё не обработанным. А мы с Бобом сидели под кедром, потом попаслись на кислице и опять спрятались в тень — сегодня опять ясно и очень жарко. Потом переползли в палатку и сделали чай. Валялись, болтали, обсуждали будущие варианты похода — в общем, ерунда вместо общения наедине с природой.
В конце концов ночевать здесь остались все. Поужинали парами. Лана долго изучала карту — её не оставляет желание идти обратно некой «нижней» тропой. Разошлись в 10-м часу.

11 августа
Ночью снилась какая-то белиберда про параллельный мир душ, а потом что-то детективное с упоминанием Фандорина. Но зато проснулась только в 5.30. Через час уже и все бодрствовали. Боб позавтракал самый первый, я — следом, и к 8 мы были полностью собраны, а девочки не торопились.
Мы пошли вперёд, а они вышли через полчаса и нагнали нас на стоянке у кедра. Я полежала в корнях, посидела. Выпили Зюку и пошли дальше. Около 12 были на 1-м озере, сначала хотели купаться, а потом передумали.
В начале 2-го устроили перекус на ручейке (после брода через большой ручей). Потом пошли по лесной тропе, держа левее — я всё думала, что она будет подниматься и в конце концов выведет на верховую конную тропу. Но увы, пришлось ломиться вдоль склонов вниз-вверх; нелюбимый всеми траверс травяных склонов, споры с Борей и Ланой относительно выбора тропы... В конце концов всё обошлось, вылезли на приличную тропу вдоль линии леса. Даже маслят собрали по дороге.
Около 17.00 прибыли к желанному броду. Опять распили Зюку, я почистила грибочки.
На нашей стоянке сильный ветер, палатки ставили вместе, смастерили даже оттяжки. Ужин был на костре, праздничный — чай с шоколадом и гречка с соево-грибным соусом. Разговорились с девочками о Кисловодске и Минводах: оказывается, они несколько раз жили у знакомых в Лермонтове, много ходили. Рая даже зимой по Бештау ходила дотемна, пока её вой волков не напугал.

12 августа
Около 1 ч ночи разбудил сильный порыв ветра, и много часов не спалось. Глядела из палатки на Млечный путь. Очень тёплый воздух. А с утра на небе уже были облачка, причём перистые. Потом наползла циклонистая дымка; очень низкое давление, тяжело дышится.
Поела, умылась, собралась, и в 10.30 мы с Бобом вышли. Вчера я сильно натёрла правую ногу, поэтому шлось поначалу еле-еле. Прошли мимо добротного домика-зимовки, которая есть на карте. Плавно вниз и вниз, с привалами в смородине (я собирала в Москву). Грибов в лесу много.
Видели белку, которая с любопытством нас разглядывала. Видели следы группы Саши Сафонова [определив это, наверное, по большому количеству отпечатков на тропе обуви маленького размера — ведь у них в группе было много детей].
Через 3,5 ч были на стоянке у старого моста через Кучерлу. Боб приготовил себе на горелке пюре, а я доела последний перекус.
В начале 5-го подошли и девочки. Однако, моё предчувствие относительно того, что ночевать нам сегодня в Тюнгуре, оказалось озарением. Андрей за нами не приехал, и с 17.15 до 20.15 мы снова топали по Елани — теперь вниз. Не судьба проехать этот отрезок пути. На малину уже никто внимания не обращал.
У моста было стадо коров, мы закрыли за собой ворота и не пустили их на мост.
В «Высотнике» относительно тихо. Уже набрались пятеро отъезжающих — 3 чел. из Читы и двое по виду альпинистов. Мы купили хлеб, разъели шоколадку, посидели до 22, однако ПАЗик ещё не пришел, и пришлось при свете фонариков ставить палатки.

13 августа
Ночевала в палатке Боба — тепло, просторно и очень сыро. Часа 1,5 не спалось, а потом до начала 6-го выспалась. Ночью капал дождик, утро сырое. Забыла написать: вчера был потрясающий закат, когда мы пришли. Розовые, золотые краски, над горами — полоска багряного.
День получился исключительно «интересным», как бы в отместку 10-дневному отшельничеству на Калагаше. И всё это — на фоне тучи, севшей на окрестности, и дождя, который стих только тогда, когда мы наконец поехали.
Утром нас никто не разбудил — транспорта не было в помине, а утром, говорят, рейсовому автобусу, который собирался взять группу туристов, прокололи шины.
До 9 утра «начальники» были в мало вменяемом состоянии. Связи телефонной не было, и мы с Бобом под дождиком пошли по пустынным улицам Тюнгура на почту. Связи не оказалось и там, нас послали на край посёлка к связисту Сергею Миронову. Но до него мы не дошли — женщина из группы с детьми сказала, что и там ничего, и выяснилось, что Андрей, который их уже 10 лет возит (они из Омска), вчера должен был их забрать из-под Кузуяка, но не приехал.
На базе события тем временем развивались. Группу французов с переводчицей отправляли легковушкой, но когда грузили в багажник рюкзаки, там оставили и ключи от машины и захлопнули. Эпопея их доставания — в русле русского «экстрима». Даже собрались вокруг местные аксакалы помогать советами.
У моста по другую сторону остановился ПАЗик; шофёры пошли испрашивать у мафии разрешения уехать, и те посадили омичей. Мы давили на мафиози, и они наобещали нам 2 УАЗика и уехали за ними в Коксу. «Мы» к этому времени — нас четверо, двое из Перми (ходили на Белуху; вчера они промчались мимо нас на лошадях, и брюнета с голубыми глазами я окрестила «ваххабитом»), и 3 человека из Читы — бурятка и двое парнишек; по-моему, они играют в толкиенистов — очень колоритные. Ещё 9 — нижегородцы, не особо спешащие к поезду [а мы как раз спешили и поэтому дёргались — по-моему, это был первый поход со взятыми заранее обратными билетами].
К мосту подъехал ЛАЗ, и от него к нам, бдящим на крылечке, пришла женщина и тихим голосом сказала, что шофёр берёт всех. Читинцы успели сесть, а мы, увидев белую машину мафии у ЛАЗа, остановились в кустах, и на наших глазах автобус уехал (оказалось, там было нашествие пьяных алтайцев).
Между этими событиями был завтрак в чайхане (пюре, лепёшка и много чая), сидение на террасе бара в окружении иностранцев (какие-то бельгийцы, поляки, немцы) и каких-то шумных плановых туристов. Мокрые туристы устраивали бесплатный «стриптиз».
Появились ещё двое отъезжающих — брат и сестра из Тюмени, Паша и Катя (им надо было в Манжерок).
Когда связь с Коксой восстановилась, мы дозвонились до Андрея и попросили его приехать или кого-то прислать (у него стартер УАЗа барахлил). Начальники прислали из Чендека серый УАЗ, а 2-го всё не было. Мы сказали: «всё, идём на трассу» (Андрей согласился нас забрать за пределами Тюнгура) и почапали через мост. И тут выяснилось, что Рая забыла на базе пакет. Заминка привела к тому, что за мостом нас настиг подмастерье мафии Игорь на сером УАЗе и стал качать права, вымогая оплатить приезд «машины специально для вас». В общем, беспредел усугублялся, и мы смирились, сев в машину (мы четверо + тюменцы), и нас привезли обратно, а потом уплотнили пермяками и парой новосибирцев. Дальше была торговля за «аванс или сразу всё»; в результате заплатили 550 р., смирившись и в этом споре. Хорошо, что Боб успел позвонить Андрею и отменить его выезд.
Шофёр чендекский от всех этих скандалов уже хотел послать нас всех, но обошлось. Выехали в 18.30. На небе всё развеялось. В Коксе перекусили, а тут и Андрей с Павлом подъехали, и я с ними переговорила, и расстались по-хорошему.
С 20.00 поехали, любовались закатом, месяцем и звёздами. Водитель вёл очень хорошо. Пермяк время от времени просыпался и смешил всех анекдотами. Не успели оглянуться, чуть задремали — вот уже и Бийск. Бию переезжали по понтонному мосту, пробираясь к нему через весь город. На вокзале были в 3.15. Пытались расположиться на мокрых от росы скамейках, приготовили на горелке питьё, но я всё равно замерзала. Около 5 открыли вокзал, я расстелила пенку и спальник между сидениями на полу и отрубилась на 2 часа. Даже окрики омичей с детьми, которые всё-таки опоздали на поезд, мне не мешали. Собственно, это было уже

14 августа
Утром было много тумана. Вышли с Бобом в город в 8 ч. Аптеки, магазины... Странно много стало парикмахерских. В универмаге кафе уже нет, шикарно поели в любимой столовой. В 10 я позвонила с центрального переговорного пункта маме.
Становилось всё жарче, и пришлось постепенно раздеваться. Немножко прибарахлились по мелочам, съели по пирожному «картошка», я закупила трав себе и маме. Вернулись на вокзал, отправили девочек гулять, Боб остался с вещами, а я пошла на рынок и обратно в аптеку за эфирными маслами.
Поезд отходил в 13.10 по Москве. В нашем вагоне едут и нижегородцы. Рае удалось сменить своё 13 место к нам на 9-е. Отъехали и расслабились. Прощай, Алтай!
Говорят, в Москве ужасно холодно. А у нас в вагоне парная, а поезд ползёт, как черепаха.

15 августа
Хорошо все выспались — и стали есть! Лана даже сварила в котелке на горелке пшённую кашу. В Татарской — пиво, в Омске — мороженое и фисташки к пиву, в любимой Называевской — блинчики и пирожки.
Девчонки в последний день собрали ягод в банки, и мы наслаждались теперь смородиновым и жимолостным компотиками.
Во 2-й половине дня на боковушке сменился пассажир — музыкант, хоккеист; а когда он достал на стол знакомые баночки, стало ясно (и мне сразу скучно) — Vision. Едет в Москву на их съезд очередной.

16 августа
Поезд в Свердловск опоздал на 1,5 часа, что вполне устроило Раю. Попрощались, вместо неё поселилась девушка-киргизка (или вроде того). А с 4 утра мы застыли в поле на повороте: оказалось, что впереди — обрыв контактного провода. Мимо по соседнему пути с востока уже прошли в Москву все поезда, а мы всё стоим.
В результате в Пермь приехали с 7-часовым опозданием.
Вдоль Сылвы — красивые места, наконец-то не было тумана и можно было всё рассмотреть. А в Кунгуре на горе несколько храмов — наверное, монастырь.
Боб с утра напал на пюре, но оно дало ему сдачи, и ему пришлось съесть упаковку угля.
В Балезино было сыро и прохладно, и пирожки были невкусные.
Ночью попрощались с соседкой-тётечкой из Алтайского; ей из Нижнего ещё в Воркуту ехать.

17 августа
Проснулась на рассвете, проехали Ковров. Шоколадок во Владимире не носили.
Потихоньку вагон стал просыпаться. У нас вагон под девизом: «Хочу в СССР!» — киргизки, узбечки, молдаванки. Наша соседка сказала, что в Бишкеке +43°С, а вода в Иссык-Куле +27°С.
Лана всё не может оторваться от Бориной книги Ошо «Искусство умирать». Она раньше Раджнеша вообще не читала.
Забыла вчера написать: только поговорили о том, что на Алтае часто теряют часы, вышла в Перми — и сломала колёсико своих часов.
Поезд опоздал в Москву на 5,5 часов.