16 мая 2015

2002, Крепкая и Малый Калагаш (1)


2002 год, июль–август
Катунский хребет
1) Мульта (маральник) — р. Крепкая — Крепкие озёра — озеро под пер. Крепкий (радиально) — р. Крепкая — оз. Среднее Мультинское (радиально) — маральник
2) Тюнгур — Елань — р. Малый Калагаш — 5-е озеро — озёра Экспериментаторов и Разведчиков (радиально) — р. Малый Калагаш — Елань — Тюнгур
21 ходовой день, пройдено ~110 км (+41 км радиально)




Идея этого двухсерийного похода родилась после того, как в Интернете мы увидели фотографии, выложенные уникальным энтузиастом походов на Алтай (и в частности, походов с детьми) — Сашей Сафоновым. Удалось даже познакомиться с этой семьёй лично и разузнать все подробности из первых уст. Это сейчас на запрос «Малый Калагаш» поиск выдаёт более 70 тысяч (!) результатов, а тогда информация только-только начинала появляться в Сети. Районы, находящиеся чуть в стороне от наиболее популярных маршрутов, были ещё туристами не обжиты.
Почувствовав в предыдущем году все преимущества свободы, в этом походе я всё время порывалась убегать вперёд. Нравилось чувствовать себя «штурманом», почти «первооткрывателем». И групповым этот поход можно назвать с большой натяжкой. Наверное, ходить в горы с едва знакомыми людьми (не считая Боба-руководителя) — не лучшая идея. Да и я, в роли самодостаточного, автономного участника, никак не способствовала превращению нашей маленькой компании в тёплое, дружное сообщество. Тем не менее, поход удался и, надеюсь, запомнился всем участникам лишь хорошими моментами.
Вместо ненадёжного «Зенита» я взяла с собой фотоаппарат «Киев». Однако (это выяснилось уже после похода) он тоже был не вполне «здоров»: у объектива что-то разладилось, и снимки получились с очень странной глубиной резкости. Да и вообще, у меня наметился некоторый «творческий кризис», так что последующие сезоны я ходила без фотоаппарата, а вернулась к съёмкам только в 2006 году, когда обзавелась первым цифровиком.

19-21 июля
Вот и снова в путь! Из дома проводили Серёжа с Мариной. В этом году у меня рекордный вес рюкзака — >26 кг (из них 4 кг заброски), да ещё в поезд еда. По пути на вокзал мы с Серёжей чередовались; я пыталась приноровиться к рюкзаку, а ребята советовали, как перешить лямки.
В этом году нас отъезжает всего 4 человека (я, Рая с Ланой и Серёжа П.), а в Коксе будут ждать Боб с Кириллом.
На перроне в Москве и потом по пути я высматривала потенциальных попутчиков в машину. Очень странно, но туристов в нашем поезде очень мало. В Нижнем Новгороде в соседнее купе вселились водники, но они идут на Чарыш. Руководитель у них — вылитый Тарковский. Вечером первого дня пели под гитару, очень мило.
В одном из вагонов проводница указала на «туристов»: она — белокурая девица и он — пузатый пьяноватый дядька. Что-то не хочется с ними добираться, хотя я успела им сказать. Едет ещё группа водников в хвосте поезда; будет как запасной вариант, если наш сорвётся.
В районе Перми в небе сияла радуга!

22 июля
Разбудили нас на рассвете. В небесах было очень красиво.
Я вышла на перрон — Женя-водитель нас уже ждал, сам меня вычислил. Загрузились в Тойоту и стартовали из Барнаула в 6.45.
На 51-м километре по-прежнему ремонтируют дорогу. В Бийске почему-то был перекрыт главный мост; мы поехали в объезд на восток, потом вроде бы повернули на юг, затем на север (?), переехали Бию — и оказалось, что едем в нужном нам направлении. Потом выехали на «настоящий» Чуйский тракт (по боковому ответвлению).
Погода сыроватая, у Аржан-су дождик покапал. В Усть-Семе пообедали — девчонки даже после лагмана осилили пельмешки, а я удовлетворилась окрошкой и сметаной с вкусным серым хлебом. Первый перекус сделали в Сростках (малосольные огурчики с харьковским салом); продавцов на редкость мало — только накануне кончились Шукшинские дни, наверное, отсыпаются.
По пути было развлечение — гонки на опережение с нижегородскими водниками (у них тоже был заказан микроавтобус, Рая взяла координаты у худощавого, улыбчивого водителя).
Серые облака цепляются за горы, капает. Распогодилось ближе к Усть-Кану.
Через дорогу шныряли суслики, на полях паслись коровы и овцы. А в небе — много орлов, у одного была очень длинная шея, подумали — гриф.
Ровно 12 часов замечательной лёгкой поездки — и мы в центре Усть-Коксы. Погода весьма настораживает. Бори с Кириллом на месте у магазина нет. Пошли с Раей на почту, позвонили шофёру Андрею, ответил сын. А у почты стоял серый УАЗик, в котором, как оказалось, он спал. Тут и Боб подошёл, они ночевали в гостинице «Лада» рядом с почтой, в полулюксе без воды за 150 р. (люкс тоже без воды, но с телевизором).
Пока выгружались, из кафе вывалилась группа шведов. Андрей проснулся, согласился оставить нашу заброску у себя дома, и в 19.45 мы стартовали. В Уймонской долине пошёл дождь. Вот некстати!
Дорога до маральника так-сяк, дальше за руль сел сын Андрея, но далеко уехать не смог. Пришлось потопать по мокрой травяной колее, но ребята пошли дальше, а я прошла минут 15 и сказала, что ночую здесь. Было уже полдесятого, и пока не капало, я поставила палатку. Воды здесь нет, но идти на подъём неизвестно куда в темноте особого желания не было.

23 июля
Ночью шёл дождь — первое испытание для моего «нового» (бывшего Серёжиного) фортамбека. И утром — дождь... Может, никуда не ходить? Мульта шумит где-то внизу.
Часов в 12 в гости пришёл Боб. Рассказывал об аккемско-кучерлинском походе. Потом мы вместе сходили на их стоянку (всего в 15 мин ходьбы). Тропа напоминает аккемскую, но без корней и неглубокая. Я набрала воды из речки, отдала Серёже его орешки, пожелала всем спокойной ночи и пошла обратно. По пути собрала володушку и репешок на чай и даже поела немного земляники.
После 3-х сварила гречку, около 8 — попила чай. А дождь льёт без пауз и даже усиливается. Ничего себе, 1-й день похода!

24 июля
Уже начались «художественные» сны: сегодня была вариация на тему фильма «8 женщин».
Приготовила себе на завтрак рис с овощами, две последние ложки не осилила и отдала здешним мышкам.
Вышла в 10. Ребята уже собирали лагерь, по частям переправляли вещи на тот берег, но ещё не завтракали. Я ушла вперёд в 11, договорившись, что дальше брода не уйду и буду внимательно смотреть, чтобы на развилке не уйти на Проездную Мульту.
Через 1,5 часа тропа опять вышла к Михайловке. Вниз спускался целый класс местных ребятишек, я попросила их передать привет. Чуть прошла — опять брод через Михайловку. Потом около часа — и я взошла на горочку, с которой открывался вид на большую долину. Вправо уходила колея, на ней были коровы. Неужели это уже Проездная? Я спустилась с рюкзаком, где была колея влево, но она опять привела к броду. Бросила рюкзак и решила сходить вперёд на разведку. Подъём № 2, опять брод и через 0,5 ч я вышла к дереву с тряпочками, откуда уже были видны знакомые горы и Норильчанские ледники. Если бы было, у кого спросить, можно было бы обойтись без этой часовой прогулки. Зато когда я вернулась к рюкзаку, на подъёме № 3 подошли Кирилл с Серёжей. Я пошла на стояночку после брода, вместе все перекусили и пошли вперёд в 16.00. Через часа 1,5 пришли к броду (минуя озерцо внизу) и стали выяснять, как же эта бурная, в несколько рукавов, река переходится. Нашли-таки мост выше и после разведок переправились. На всё ушло часа 1,5.
Ура! есть тропа вдоль реки, не конная. Минут через 15 вышли на стоянку. Поужинали и разошлись в 22.00.

25 июля
Ночью капал дождик. Утром солнце и облака, довольно сыро. Наконец-то я умылась.
Вышло солнце, и все стали усиленно сушить носки, ботинки, спальники и палатки. Странно, но мой тент изнутри высох за ночь.
Позавтракали в 12.00 гречкой с чечевицей, и в 12.45 я ушла вперёд, не дожидаясь сборов. Тропа хорошая, с фантиками — значит, правильная, человечья. Только комары неправильные: стоит остановиться — и они тучами налетают. Когда вышла к 1-му разливу Крепкой, пришлось надеть штаны — начались кустики.
Так я шла часа 2 замечательно, а потом началась морена. Я бросила рюкзак и отправилась на разведку тропы. За это время меня нагнали Боб с девочками, и дальше мы шли вместе. Морены сменялись болотцами и лесом, тропа угадывалась. Часов в 6 или позже дошли наконец до первого озера (небольшого).



Внизу на тропе стоянка, но сыро. Рая полезла на гору и нашла большую поляну с костровищем и дровами. Но за водой надо спускаться к озеру (что Боб и делал 2 раза). Серёжа с Кириллом отстали, мы периодически кричали, Боб оставил альпеншток с пакетом на тропе.


Кирилл пришёл налегке к Бобу и сказал, что они не дошли 1,5 км и Серёжа там собирает дрова.
А мы тут расположились, Лана здорово сложила очаг и управлялась с костром. Сделали чай из пахучей смородины и бадана и кашку «Артек».
На противоположном берегу озера стоянка с людьми.
Забыла написать: по пути пришлось гасить дымящиеся корни кедра. Я уже была уставшая и почти не принимала участия.
Легли в 10 вечера, ещё было довольно светло.

26 июля
Ночью был дождь, иногда лупил сильно. И утром часа 3 шёл. Тут много птиц, и пищухи попискивают.
Я приготовила себе геркулес, ребята доели вчерашнюю кашу, вместе попили чай — и дождь загнал в палатку.


Тут и Кирилл с Серёжей наконец пришли, устроились отсыпаться в Бобовской палатке. А мы поели сала с сухарями, и когда выглянуло солнце, я решила сходить на разведку вперёд. Вышла в 15.45, за 5 минут спустилась к тропе. Через час была на 2-м озере, там сфотографировала ромашки и лучок.


Дикий лучок живёт у воды. Целые лужайки можно встретить
вдоль ручьёв, на болотцах, по берегам озёр, на речных
отмелях. По фиолетовым планетам любят странствовать шмели.

Ещё час по болотцам, лесу и чуть-чуть камушкам — и я на 3-м озере. Слева действительно колоссальный (как написано в отчёте) водопад. Не доходя стоянки под кедрами — конечной точки моей вылазки — стоят 3 палатки (похоже, те, что стояли напротив нас вчера), но никого дома нет.
Чуть-чуть отдохнула и за 2 часа вернулась обратно, опять теряя тропу в кустах, на участках между озёрами.



Дома ждал рисовый супчик и чай. Девочки «отселили» Серёжу к Боре (за грубое поведение), и он отдал часть вещей мне в палатку на ночёвку.

27 июля
Спалось плохо, какие-то бестолковые сны; под утро заснула крепко. Утром на небе красивая смесь облаков и тумана.
В начале 9-го сварила себе пюре и какао.
В 9 был общий подъём. Я собралась и пошла вперёд, занимать стоянку. Странно, но с рюкзаком по времени шлось так же, как налегке. Видела гадюку на тропе.
На стоке 2-го озера вымыла голову. За эти 20 мин на моренах сзади появились ребята. В запутанных местах плутала безбожно, как и вчера. К 3-му озеру добрались вместе. Я поговорила с девушкой с нижней стоянки. Они из Новосибирска, завтра собираются на перевал Крепкий, знают дорогу.
В 10.30 я вышла, а ровно через 3 часа наш базовый лагерь уже стоял. Гроза сжалилась и дала нам время поставить палатки. Зато потом разразилась дождём с градом.


Мы в палатке девочек устроили пир по случаю прихода на озеро — Зюка, шоколад, сало, кофейный напиток. Тут и ребята подошли. Боб наконец решил испробовать рацию, которую взял Кирилл, и пригласил их забрать кипяток (а они были в соседней палатке).
В перерывах между дождём я фотографировала отражения в озере. Прямо около стоянки много аквилегий и целый лужок дикого лука.



Я быстренько приготовила ужин на горелке и к 20.00 пошла к соседям в гости. Они меня угостили чаем «Каркаде» и рассказали, что шли по Проездной Мульте до летовки (рюкзаки везли кони), а потом по 2-м брёвнам перешли её (а наш супер-брод всё-таки через Крепкую) и оказались на левом берегу Крепкой, но там тропа хуже, чем наша. Им легко переходить воду, т.к. у них болотные бахилы. Сегодня они ходили на левобережную террасу, почти дошли до пер. Перевальный. В прошлом году они тут шли через Детский на Мульту. Как подниматься к правобережной террасе, сами толком не знают. Источники информации у нас схожие — Интернет, фотографии Саши Сафонова.
Тем временем на небе всё расчистилось. Наши ужинали густым рисовым супом, а я подставляла костру свои мокрые штаны. Потом дотемна высчитывали, когда и какими этапами уходить.

Часть 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий