01 мая 2015

1997, Кучерла и Чендек (4)

1, 2, 3

5 августа
Утром разбудил местный хор: петухи, коровы, собаки. День совершенного разврата — гонцы приносили из магазинов хлеб, майонез, пряники, молоко, мёд, кетчуп и т.д., и т.п. Плюс периодическое пастбище в малиннике.

Я изощрилась пожарить лепёшки из муки, манки, какао, корицы, сухого молока (+3 яйца от соседской курицы).
Наконец-то — стирка, мытьё ботинок [в «арычке» на границе участка; Семён постирал брюки вместе с забытыми в кармане деньгами, и те благополучно «уплыли» на соседний огород, а может, и дальше].
Приходил Алексей (у которого тоже ключи от дома Ланы), сказал, что Чендекские озёра недалеко и маленькие (одно можно и не заметить). Приходил перед отходом в горы Сергей, рассказывал Маше про травы, предложил натереть болезного Боба крапивой, но тот отказался.
Погода туманно-моросящая. Вечером я таки поймала радугу — огромный вертикальный столб в стороне Мульты.

6 августа
Спалось хорошо, только в 4 часа утра Боб громыхал, выходя на улицу, так, что Федя подумал, что к нам ломятся. Ощущение, что мы в поезде, только не трясёт и за окном ничего не меняется.
Подъём, выпас в малиннике, а потом — за стол. Сегодня разживились салатом с помидорами. Все икают от удовольствия, как выползем завтра с рюкзаками — непонятно.
Нагрели кипятильником ведро воды и я с Фёдором вымыли головы. Чудо! А потом ещё сделали крапивно-ромашковый настой и ополоснули волосы.
Разложение идёт полным ходом: пошли разговоры о политике, болезнях, диетах...
Я опять сотворила лепёшки аля оладьи. Слопали вместе со сгущёнкой с малиной.
Вечером стали паковаться и отделять еду.
Перед сном я вышла во двор — звёзды потрясающие, Млечный Путь как в прошлом году, спутник покатился и метеор упал.

7 августа
Утром разбудили мухи, гудящие, как вертолёт. Погода чудная, ясная. На завтрак (после малинового предисловия, конечно) поели долгоиграющего гороха с красной чечевицей и тазик салата.

Вышли в 11.30. Лес, горы, речка Чендечка — всё такое домашнее. Малина, смородина, земляника. Попали в душичный рай!

Первое озерцо — слева от моста, с прозрачной минеральной водой и солнечной рябью.

Через почти 4 часа были на большом озере. Обошли его и разбили лагерь на другой стороне, у речки. Чуть выше по течению — хорошая ванночка, Лёша её оборудовал, поработав топором.
Боб переправился на ту сторону речки, не снимая кед, и набрал полный мешок бадана.
Озеро, вроде бы, называют «мёртвым». Купаться в нём нельзя — дно илистое, засасывает.

К вечеру стало сыровато. Пищевой разврат продолжается: рис с сушёными и свежими овощами (свёкла, укроп, петрушка, салат, лучок)!

8 августа
Небо затянули нестрашные тучки. Я сфотографировала озеро и влезла опять в палатку дожидаться солнца.
У Боба настроение укоротить наше стояние на этом «болоте» и уезжать 10-го. У Семёна уже чувство, что эта земля нас выгоняет.

Тучки исчезли, опять жара. Я искупалась (почти с головой!), мимоходом раздражилась на Боба и пошла делать в кустах цигун. Завтракали после 12-ти и разошлись гулять. Я пошла вперёд: скалы рассыпаны, володушка уже отцветает.

Дошла до пастбищ, увидела несколько домиков, чего-то испугалась и пошла обратно. А там — Боб с видеокамерой у володушки.
Вместе собрали смородиновый лист, а потом перекусывали курагой и лесными орешками (надо же — точная копия прошлогоднего 8 августа, только тогда это было под Белухой).

Семён ушёл в Чендек немножко отдохнуть от наших визгов.
К вечеру ближе сфотографировала отражение в озере.

Ужинали сытным рисом, беспокоясь о Маше с Фёдором (вдруг они заблудились и спустились в другое ущелье). Но когда закапал дождик, а каша ещё не остыла, они вернулись и стали рассказывать о том, что видели зайца, бурундука, чебурашек и что поговорили с чабаном (оказывается, здесь живицу смешивают с растительным маслом).

9 августа
Ночью меня напугали мышки (?), устроившие гонки по нашей палатке. Бессонницу пришлось закусить сухариком. Боб тоже мало спал.
Капал дождик, гром гремел, а потом ветер затеребил палатку — мол, довольно, валите отсюда! Но всё-таки дождик сделал передышку, чтоб мы смогли отметить Машин день рождения всякими заморскими вкусностями и мюслями с молоком.
Собрались, в 12.30 вышли, ели ягоды, вдыхали ароматы трав, смешанные с дождём и приближающейся осенью. Ближе к Чендеку в небе закружили орлы. Перед самым селом на нас пролился слепой дождик — такой радостный и очищающий!
Пришли в дом, а там — гость из Полеводки, Серёжа. Он бывший кришнаит, а теперь никак себя не называет. В общем, тип Димы Алтайского, кстати, тоже из Приморья.
Сделали из двух рюкзаков один, выпили какао за здоровье именинницы. Наварили картошечки, чечевицы с овощами, заели тазиком салата. Тут и закат зажёгся, и у меня как раз один кадр остался.

10 августа
В третьем часу ночи разбудили какие-то собачьи разборки, потом мышки скреблись, а в 5 — подъём. На небе те же облака, постепенно стал воспламеняться рассвет. Так свежо на уме и на сердце.
Доели вчерашний ужин, выпили чаю с бутербродом, вытащили из дому рюкзаки (при этом Фёдор не одолел порожка, рюкзак его повалил, как медведь).
В 7.30 уже загрузились в ПАЗик, проехали ещё раз по Чендеку, чтобы попрощаться со своим домиком. Выехали в 8, первая остановка — в Коксе. Там открыли фешенебельный магазин, где есть всё (мы взяли оттуда кукурузные палочки, кабачковую икру и кетчуп). Прогулялись на другой берег Катуни по кособокому, дырявому, качающемуся мосту. Небо серое, в тучах — и река такого же цвета.
Следующая остановка — в Усть-Кане: столпились как дикари у киоска, а Семён сбегал за хлебом и творогом. По пути лопнуло колесо; мы мёрзли слегка и обжирались хлебушком, пока прикручивали новое. Обед был в Шебалино, мужики набросились на шницель с рожками, а Маша утешилась кофе.
Алтай провожал нас дождём, причудливой смесью облаков и синих окошков, орлами...
Около 7 вечера были в Горно-Алтайске, сразу перетащили вещи в автобус на Бийск. Дебаты по поводу ночёвки (где и как?) кончились в пользу бийского вокзала. Это было здорово: сначала взяли билеты (общий до Новосибирска, плацкарт до Москвы — всего даже дешевле, чем когда ехали сюда), потом нас облаяли местные вокзальные власти и загнали на 2-й этаж. Расположились на полу в нишах: Семён под кабинетом зам. начальника вокзала, мы — у двери старшего кассира. Периодически орал ребёнок, как израильская кошка. Перед сном Маша разговорилась с тётечкой, которая с нами ехала от Уймона. Подтвердилось, что это та «баба в тельняшке», которая в прошлом году жила на Аккеме.

11 августа
Ночь прошла на удивление хорошо, ощущение выспанности есть. Я вытащила из плена Бобовского рюкзака свой рюкзак родной. Обвесили их мешочками с сохнущими травами и сдали в камеру хранения.
Бийск — туманный, прохладный, с надеждой на тёплый день и продолжительные экскурсии. Девиз дня — «Аптека»: оказывается, Бийск можно внести в Книгу Гиннеса по количеству аптек на 1 кв. км.
Бродили по магазинам, дошли до старого города, сидели в сквере под дождём, пили сок «В гостях у Кузьмича», ходили в туалет и обедали в столовой (напротив универмага) — в общем, шатались как-то спокойно и радостно. Бийск лучше Барнаула — меньше суеты, выпендрёжности, хамства.
Поезд в Новосибирск отходил в 19 по местному. Алтай простился с нами дождиком. За окном творились «небесные битвы» облаков и конечно... — радуга, от земли на полнеба!
Общий вагон — как в 1994 году, сидячий, просто замечательный.

12 августа
Как сказал Фёдор, «в таких условиях лучше не спать, чем спать»...
В Новосибирске было туманно, +6°С. Я прогулялась немножко — опять аптеки, варенец... В 10 по местному сели в поезд «Лена — Москва», пока все вразброс: ребята на боковушках, мы с Бобом — в купе у туалета, в соседстве с парой из Усть-Илимска с чудным чёрным годовалым псом Баксом. Он сразу учуял запах костра и очень к нам расположился.
В Барабинске разживились картошечкой с овощами. В Омске освободилось целое купе — челноки вышли, а одна сумка осталась. Мы подумали, что в ней может быть бомба, долго искали хозяина, думали взять сумку себе... и тут оказалось, что хозяин собаки — он же и хозяин сумки.
Воссоединение группы отметили блинчиками со станции Называевская и наконец решили, что пришел час хорошо выспаться.

13 августа
К Свердловску все, кроме наших сновидящих, проснулись. Я хотела посетить туалет в соседнем вагоне, но из купе проводников высунулась голова и грозно сказала: «Я вас слушаю!». Видимо, туда нужен специальный пропуск.
На Урале пасмурно и мокро. Зато после Перми выглянуло солнце, и за окном — тянущиеся к небу берёзы, сосны, ели.
На нашу компанию напал какой-то злобный вирус чиха, у Маньки даже жар. Вчера она как кролик съела букет моркови, сегодня Лёша её откармливает малиной, яблочным соком, чесноком и уже сам сморкается.
Из своего далёка купейного приходил Семён, принёс гостинцы — два пирожка и грибной «Быстросуп».

14 августа
За окном опять полу-осенняя хмурь. После Владимира все проснулись, оживились, даже «сновидцы». По вагону ходили тётушки с хрусталём. Мы поели, собрались — и всё, в 10.50 были на Ярославском вокзале. Так стремительно вернулись в город толпы, суеты, а для меня — всё равно в милую сердцу Москву-у-у...