27 мая 2015

2005, Кучерла–Аккем (4)

1, 2, 3

8 августа
Однако, дождь льёт вторые сутки без перерыва. Очень похоже на 7-8 августа 2003 г. на Шавле, но там хоть были просветы изредка.
Проснулась в начале 7-го и снова стала «растекаться мыслию»: придумала маршрут на будущее — Актру-Ештыкёль-Каракабак-Маашей; потом поняла, что хочу в Фаны... Внутренний монолог бьёт фонтаном, нет чтобы помедитировать!




Лежу, коплю жирок (хе-хе...). Постельный режим продолжается, не помешал бы и горшок, а то приходится дожидаться паузы в дожде и выбегать в дождевике и одних трусах.
Часам к 3-м пауз стало больше, даже солнце проглядывало. Сурки вылезли из нор посмотреть на погоду, а птички обсыхают, сидя на кустах. Вышла опять с котелком за водой. Поток стал бурным и пенным, все отмели затопило. Как-то коленки ноют, ходить отвыкли.
Только съела свой вкусный и красивый перекус с мятным чаем — и опять пришла тучка с дождём. Они тут за Акоюк всё время цепляются.
Проглянуло солнце, стало всё сушить, но это продолжалось не больше 1,5 часов, а потом снизу вертикальными столбами и букетами стал втягиваться туман, и даже закапало. Под пеленой тумана и Акоюк проснулся со своими «каменными реками».
У меня кончился 2-й баллончик. В этом походе одного хватает на 18 готовок.
Увы, туман оказался на деле настоящим летусом (по-литовски «дождь»). Крупные капли отплясывают чечётку по крыше палатки, просто «Raindance» какой-то. Что-то мне эта ситуация уже напоминает наше «великое стояние» в устье Арчалытора...
Перед сном слушала тишину окутавшего всё тумана.

9 августа
Да, это похоже на Арчалытор — ещё до 6 часов летус заколошматил по палатке. Всё обложено, ни намёка на ветер (а ведь вчера были порывы!). На вершине Караоюка свежий снежок. Похоже, моя вылазка в верховья Текелю накрылась...
С полудня начал разыгрываться вчерашний сценарий: то солнце с кусочками голубого неба проглянет, то туман наползёт и заморосит, а то и затарабанит. Я устала валяться, хотя давление низкое и глаза слипаются. Одолела дрёму и в 16.30 пошла гулять вверх вместе с туманом. Озеро по затопленным отмелям не стала переходить (и так сразу зачерпнула одним ботинком), а дошла по левому берегу ручья до места, где его можно было перепрыгнуть. Встретила тут возвращавшуюся группку, и дядька посоветовал поворачивать обратно ввиду наползающих клочьев тумана, но я его конечно не послушалась. Хотя идётся неимоверно тяжко — наверное, у меня очень низкое давление, или из-за тумана. Останавливаюсь через несколько шагов, сердце колотится — как будто горняшка! Или трёхдневное лежание так подействовало, или я в общем исчерпываю свои ресурсы, запаса не осталось. Всё — больше никаких подъёмов с рюкзаком (кроме Кузуяка)!
Семиозёрье «вымощено» тропами и на каждой высотке, откуда открываются виды на озёра, сложены пирамидки. В тумане это очень пригодилось.
Недалеко от цирка Рига-Туриста стоят 2 палатки.
Дошла до озера у склона, а на нём такие нарядные островки, обрамлённые белыми пушистиками! И байбак сидел на камне и позировал — то так повернётся, то сяк.


Обошла все 4 озера и вышла на водораздел с соседней долинкой — и туман со мной, разумеется. Дошла до грандиозного тура — эх, была бы погода... отсюда видны почти все озёра и наверняка Белуха!
Шла по тропке и с одной вершины проглянуло внизу моё озеро-рыбка. Туман и не думал развеиваться, наоборот, шла вторая, более плотная волна, и я спустилась домой. Погуляла около 3 часов.

10 августа
Вечером, ночью шёл дождь. На рассвете в небесной канцелярии деликатно выждали, пока я схожу в туалет, и вновь открыли на полную мощь все водопроводные краны.
В начале 10-го пробилось солнце, вытащив меня из дрёмы. Выглянула — батюшки, снеговая линия на Броне, Акоюке и противоположном берегу Аккемского озера опустилась где-то до 2800! И похолодало, причём суровые тучи идут с севера. Неужели мне и сегодня здесь сидеть? «Поход» превратился в «полёг».
Но Природа смилостивилась и часов в 11 наступил перелом. Солнце сушит и греет, облака кружатся, плывут навстречу друг другу. Горы припорошенные очень красивы, Акоюкский ледник сияет белизной.
Моя стоянка превратилась в стоянку со всеми удобствами: чтобы умываться, не нужно ходить к озеру. Из-под камней сверху, со скал, стекает ручей и образует большую лужицу. Хорошо, что я на этом месте не поставила палатку.
Озеро настолько наполнилось, что я, наверное, пойду обходной тропой. Придётся влезть на горку.
Попрощалась с местом и пошла в 13.50. Тропа хорошая, обогнула по склону озеро и траверсом вывела к основному «тракту». Вверх идут толпы отдыхающих.
Что значит 4 дня дождей — Бобовский водопад, когда я шла вверх, вообще пересох, а сейчас это такой поток!


Посидела чуть-чуть у кедра, кое-как сползла по крутой мокрой тропе. На нашей стоянке всего 1 палатка.
Тропа вдоль озера стала обычной, т.е. мокрейшей. Да и впадающие речки не узнать, Жеме вверху — водопадище.
Через почти 2 часа поставила палатку рядом с тётечкиными лиственницами. Её место какое-то мокрое и рядом лошадиные какашки.
Пошла вниз за грибами (на спуске к озеру, в лесу на камушке подобрала чей-то забытый маслёнок и захотелось ещё) и в разведку, где мост. По другому берегу Аккема спускались люди, и я поняла, что мост есть, но вот сама не увидела — не хотелось в очередной раз мочить ноги, переходя поток из водопада возле «Высотника». Кстати, база увеличилась, наверное, втрое — и домики, и кемпинги.
На обратном пути как раз нашла 2 моховика. И уже есть спелая брусника.
В 8-м часу рядом стала группа молодёжи, как раз пришедшая с Ярлу. И дождик закапал...
Хоть «бандерлоги» и ржали до вечера, заснула быстро.

11 августа
Снилась 20-я школа. И булочки, я купила рулет с черносливом за 70 рублей!
Утро туманное, тёплое и сырое. Рассвет зарозовел только в районе Катуни, а тут всё серо. Уже я не хочу и на Ярлу, настроение — идти вниз мелкими перебежками.
Удивительно, но факт — опять циклон! Сначала с Белухи сползла моросящая тучка, а с 1 часу дня ветер пригнал с Катуни (!) беспросветную хану на весь день с незначительными паузами. Я представляю, какая тропа меня ждёт...
Валялась в спальнике, пела дождю то новые и старые песни БГ, то фрагменты из музыки Рахманинова и Баха. Не помогло, летус и не думал утихать. Так день перешёл в ночь...

12 августа
Во сне ехала по двору в Луганске на роликовых коньках, говорила на иврите.
Утром лиственницы седые от влаги, по-прежнему всё тонет в тумане и другой берег Аккема виден смутно.
Вышло солнце — пусть кто-нибудь докажет, что это белёсое пятно, иногда появляющееся в пелене, — не солнце! Буду ждать «лётной» погоды, есть запас времени часов до 13-14.
Поднялся холодный ветер, стал разгонять облака и давать солнцу светить время от времени. Все зашевелились, стали сушиться, собираться — и я тоже. Вышла часов в 12.
Тропа — размазня, но за эти годы стало столько вариантов, вплоть до того, что поначалу конная тропа идёт по отмели и даже помечена туриками. Ну, а в лесу — болото болотом. И все левые притоки, его создающие, превратились в красивые водопады.
Сегодня ягодный пир: брусника поспела, пару раз паслась в голубике и даже было несколько ягодок спелой крупной смородины.
Добежала до Текелю за 3,5 часа. Тут обедают люди, а я перекусила и через 20 мин побежала, а то холодно, да и подошли «бандерлоги» из Рубцовска, мои давешние соседи — вдруг они тоже захотят встать [на стоянку] пораньше...
По пути была заминка, напомнившая о прошлогоднем случае на Терскее: через мощный приток перекинуты брёвнышки, но я как-то не так пошла и опять попятилась задом, как ослик из «Шрека». Мало того, пошла проверить, нельзя ли пройти вброд — оказалось, что нельзя, и вернувшись, уже поставила ноги на правильные брёвна.


До места «осенних берёзок», или брусничной стоянки, добежала за час и палатку ставила уже при начинающемся дожде. Потом в паузе набрала воды, жимолости на компотик и брусники на манную кашу, и опять полил дождь. Удивительно — 7-й день подряд идут дожди!
Ужин получился отменный, только с ягодами я пожадничала — получилась брусничная каша с манкой.
Сегодня видела чёрных белок очень близко, одна хотела идти как раз по мостику, когда я пятилась назад.
Вечером стало так холодно и промозгло, что я даже надела на ночь шапку. Осень, однако!

13 августа
Ночью был дождь с перерывами. Утро — как вчера: сначала облака ползли вверх по склонам, а потом пришёл сильный и холодный ветер. Я пока собиралась, так замёрзла, что вышла в путь в штормовке.
Осыпи шла так быстро (потому как вид нависающих на размытых склонах бульников очень впечатлял), что не заметила, как проскочила место, где все фотографируют Белуху. Да и видимости туда никакой не было.


По пути подкреплялась ягодками кислицы, смородины и малины (правда, мало). Нашла надкусанные уже кем-то маслятки молоденькие — маловато, но на ужин к пюре сгодится. Очень трудно сегодня было смотреть на что-то помимо тропы. Такой размазни в предыдущие годы всё-таки не было, в этот раз — рекорд. Не зря мне снились роликовые коньки.
Сегодня видела пищуху-артистку. Сначала она попищала, чтобы я её увидела, потом села на камень и, глядя на меня, съела травинку длинную, как будто втянула макаронину; ещё раз пискнула (разве что не раскланялась) и убежала.
Народ ходит в обе стороны. Не все здороваются, видимо, удручённые тропой. Одна девушка расспрашивала, каково ходить одной, ей тоже хочется. Сказала, что с сегодняшнего дня и до 18-го должно быть улучшение погоды.
По времени я сегодня шла почти так же, как в 2001 г. и была на смородиновой стоянке через 5,5 часов. На «полатях» перекусила и отдохнула только полчаса, а то холодно. Кстати, на вершинах над моим утренним лагерем был виден свежий снежок!
Придя на место, поставила палатку, вымыла ботинки и «фонарики» от грязи. Тут пришёл человек, спросил разрешения присоседиться.
Ещё до ужина, в 8-м часу пошёл дождь. Что творится!
У меня на тенте и сетке палатки испортились замки, это очень раздражает. Оказывается, даже если аккуратно ими пользоваться, они всё равно выходят из строя. Наверное, не выдерживают экстремальных погодных условий...

14 августа
Опять во сне ездила на велосипеде в каком-то здании, а потом в парке на Войковской. А ещё снился Басилашвили, я, услышав по телевизору голос Кириллова, говорящего о компартии, спросила: «Олег Валерианович, что случилось — переворот?»
В 9-м часу из-за горочки показалось солнце, и капельки на деревьях стали бриллиантами. Однако в небе много облаков и на жару сегодня, кажется, не приходится рассчитывать.
Соседи по стоянке, человека 4, сидят у костра и время от времени хохочут такими противными голосами, каких поискать надо — скрипучими, тяжёлыми. Может, это олли?
Сегодня — день блаженного наслаждения райским пихтовым уголком. К середине дня небо совсем расчистилось, солнышко пригревает. Я вымыла голову (согрев котелок воды, а то в речке вода как будто ледниковая), постирала, посушила вещи.
После дневного чая с доброй дозой перекуса пошла гулять за смородиной и малиной. Увы, на лугу крапива выше человеческого роста забила малину, а кусты, к которым я пробралась, видимо, уже обглоданы туристами.
На стоянке на том берегу висит дощечка с приглашением в «чайную за мостом», где предлагаются парное молоко, творог, пироги и т.д. Завтра посмотрю, где это.
Часа 3 ходила, стояла, балдела на солнышке, тащилась от синевы неба сквозь зелень, от пихт и берёз. Над лугом кружил большой орёл.
Неожиданно на тропе оказалась собака (я присматривалась, не волк ли); тут перешли речку и пошли вверх люди, и она повернула обратно, увязавшись за ними.
Вчера и сегодня летал вертолёт (предыдущий я слышала аж 5 августа).
Решила посидеть перед сном и тут... «шур-шур», а потом маленькая голодная серенькая нахалка шустро побежала вверх по стенке палатки. Ну, как известно, «опоссум — птица гордая, пока не пнёшь — не полетит» (© Михаил Фейгин, друг Злата из Австралии). То ли я пнула слишком сильно, то ли мышка была не очень голодная, тем не менее ночь я провела относительно спокойно и всё осталось цело. Ещё бы, ведь у меня еды-то — 1 завтрак и 1 перекус.

15 августа
Впервые за много-много дней, просыпаясь, не вижу созвездий водяных капель на стенках палатки. Ясно, не холодно, правда, до отхода высушить тент и дно палатки здесь, в тени, не удалось, но я сделала это по пути, на стоянке «Три берёзы» (тут даже такая табличка висит и опять приглашение в кафе за мостом).
Дальше было путешествие по стрекочущему лугу, изумление при виде заснеженных вершин Теректинского хребта и совсем близко — на водоразделе с Кучерлой. Опять низко пролетал большущий орёл. Вообще, день — так и срывается с языка — «кисловодский»! Горы ирреальные, в фиолетовом ореоле, небо синее (особенно уже перед самым Кузуяком сквозь листву).
Шла я медленно, поедая по пути малину и смородину. На перевале оказалась через 4 часа, до того задержавшись, чтобы пропустить трактор вперёд. На Кузуяке скоро не останется ни одного дерева без тряпочек. Кажется, в 1996 г. было только 1-2. На солнышке перекусывала семья, гулявшая налегке. Они быстро ушли, я переместилась на их место и спустя минут 10 от Тюнгура пришли парень с девушкой из Омска, здесь впервые. Мне опять пришлось выступить в роли «Колбасникова, знатока Алтая» (что-то мне она не очень нравится).
В 15.00 мы разошлись каждый в свою сторону, и до стоянки на ручье я шла ну очень долго, поскольку собирала красную смородину в Москву и шиповник для мамы. Со смородиной были проблемы, пока я не дошла до нескольких грандиозно плодовитых кустов.
На ручье стояли трое пограничников, на всякий случай спросили, есть ли у меня пропуск.
В лесу тропа подсохла, но я умудрилась почти упасть в грязь, однако удержалась. Потом был луг, в конце которого мимо меня прошли двое одиночек — дядька и парень в очках; опять лес с обильным шиповником, прощание с Кучерлой с неожиданно спелой земляничинкой прямо у воды — и на выходе из деревни пешая часть моего похода закончилась, потому что меня подобрала ГАЗель с коксинским водителем Николаем, и на этой машине в начале 8-го вечера я поехала додому. До отъезда успела поесть в аиле (пюре, кабачки тушёные и чай с клубничным вареньем) и сходить на Катунь умыться.


Попутчики — пятеро: из Новосибирска мать и дочь + из Москвы (трое молодых людей, один — как обычно, руководитель-весельчак, любящий пиво, — Дмитрий, Денис и Андрей. Как они здорово болтали по-английски, я обзавидовалась!); трое из Чехии (девушка и 2 парня) и тот дядька с луга, Сергей, скорее всего — рикловец, так как 21 день бродил между Аргутом и Аккемом без троп, про Ярлу и Рериха говорил благоговейно, и вообще своим «эзотеризмом» начал меня доставать.
Уезжали в золотой закат, а в небе сияла почти половина луны, и в Уймонской долине показались залитые розовым ледники Белухи (даже сделали остановку, чтобы посмотреть).
Водитель заезжал домой к семье (кстати, до Бийска он взял 800 р.). На погранпосте процедура заняла пару минут, и мы поехали, накрытые звёздным покрывалом...

16 августа
Чтобы не заснуть, шофёр крутил громко музыку, в основном Ротару, и даже вздремнуть не получилось. Только после того как пятеро вышли в Майме, я слегка провалилась в сон. Не доезжая километров 15 до Бийска сделали часовую остановку, чтобы Николай чуть-чуть поспал, и на вокзал бийский мы приехали как раз к открытию.
Выяснился удивительный факт: купейный билет в фирменном поезде Барнаул-Москва стоит дороже, чем на самолёт — 5.800! Пока я курсировала не снимая рюкзака от ж/д вокзала к автовокзалу и обратно, ушлые дядьки-водители пугали, что и до Н-ска нет билетов. Всё-таки на рейс в 13.00 остались места, и даже Сергею хватило. Мне очень хотелось его «скинуть с хвоста», и днём это удалось, ну а ехали мы уже на соседних местах (впрочем, эзотерических бесед он больше не вёл, только в Новосибирске уже ввернул, что читал Рерихов и Блаватскую).
Отнесла рюкзак в камеру хранения и пошла гулять по городу. Ходила как сомнамбула — и спать хочется, и есть тоже. Посмотрела на жилые дома на улицах в глубине от трамвайной линии — снаружи разруха сильная.
В центре Бийска опять изменения: магазин с пирожными превратился в шмоточный (пирожные где-то в уголке, но их не было утром, только торты); вместо нашей столовой — магазин «Свежее мясо»; вместо обычных продуктовых — универсамы. Зашла купить еду в дорогу, не удержалась и от варенца и йогурта «Эрманн». Варенец начала пить на скамеечке, а продолжила в буфете гостиницы — вот куда надо ходить завтракать в Бийске! Стандартная послепоходная трапеза — салатик, пюре и чай.
Сходила на переговорный пункт, поговорила с мамой (она уже просекла, что я одна), по пути на углу купив у симпатичного дедушки помидоры за 15 р., а на рынке осталось докупить только огурчики.
Автобус до Новосибирска был полон людьми и сумками, хорошо, что я поставила рюкзак на ступеньки в задней двери — в Н-ске вышла очень быстро. Доехали за 6,5 часов, въезжали в город под ливнем, но он успел кончиться, когда надо было выходить. Слава Богу, оторвалась от дядечки, поскольку тут же уехала на вокзал.
Народу на ж/д вокзале гораздо больше, чем раньше, и билетов нормальных на ближайшие поезда не было. Пришлось сидеть 8 часов в ожидании поезда № 75 Тында—Москва до 1 часу ночи (по моск. времени). Опять позвонила маме, купила булочку и сок; доедала до сих пор остававшийся добрый перекус последнего походного дня, смотрела сонными глазами по сторонам... Мучалась, пока не увидела, как на соседнем ряду улеглись две девочки-туристки, и подумала: «А я-то что?» Разложила пенку и провалилась в сон, правда, с ежечасными просыпами, но не важно — как-то всё-таки отдохнула.

17 августа
Вагон Нерюнгри—Москва оказался не таким фешенебельным, как по дороге туда, но вполне сносным. При посадке повздорила сварливо с дядечкой, который свои сумки устроил на полагавшемся мне месте — потом пожалела. Мужик, бакинец Игорь из Нерюнгри, оказался на редкость приятным. Да и остальные попутчики тоже.
В вагоне едет целый детский сад: рядом капризная, будившая всех поутру своим криком Виолетта; с другой стороны рядом Денис, молчаливо ломающий дотла чужие игрушки и хватающий со стола чужое печенье; а украшение вагона — Катюша (с мамой и дедом, ехали от самой «Нюрки»), похожа на Солнышко в детстве.
Храпевшая как паровоз бабуся из Алдана вышла в Омске и на её место (подо мной) пришёл парнишка-футболист. Их команда время от времени тусовалась у нас, но в основном они вдвоём с парнем нас веселили. Была и живая музыка — сосед по купе играл на гитаре и пел (симпатичный мальчишка из Нерюнгри), а за стенкой турист хипповатого вида несколько раз выдавал концерт на варгане. На следующий день с ним произошла история...
Рядом до Москвы ехала бойкая якутка Татьяна Егорова и мужики, резавшиеся в шахматы (один напоминал внешне Дроздова и футболисты его фотографировали мобильником для прикола).
Я же досыпала, а потом душевно беседовала с Мариной, бухгалтером из Нерюнгри — немкой, жившей в Казахстане, на Севере, а теперь мечтающей переехать в Подмосковье.
К вечеру мы въехали в грозу над степью, а после золотого заката взошла огромнейшая, почти полная луна.

18 августа
В Свердловске произошла «смена декораций» — вместо футболиста села дама с внуком, трёхлетним Владом, который не умеет, видимо, говорить шепотом... Но он оказался не очень буйным, хотя весь детский сад иногда собирался в нашем купе.
Проснулась в Красноуфимске, жаль, что арочные мосты прозевала (была в туалете в это время). Агрыз порадовал, как всегда, щедрыми бабушками — купила малосольных огурцов и 2 печёных пирожка.
Вятку прозевала тоже (проспала), зато широта Волги после Казани очень впечатлила. Казань всё хорошеет, на деревьях много яблок.
Марина вышла в Канаше, а на её месте оказались чувашские женщины (а могли бы — парни, вёзшие оружие, но им не дали переселиться с боковых, так как теперь уже на станциях продают билеты с местами).
Да, забыла написать — перед Казанью и произошла история с игравшим на варгане хипом: пришла милиция и нашла у него в рюкзаке много наркотиков. Белый порошок (наверное, анаша?) был упакован в банку из-под чая, баночку от плёнки и пачку сигарет. Мы наблюдали весь процесс оформления вещдоков, а потом парня увели. Как они его вычислили, осталось загадкой.
На соседних боковых сегодня ехали парнишки-студенты и узбек.

19 августа
Последнюю ночь проспала очень крепко. Всех разбудили в начале 4-го, а приехал поезд ровнёхонько по расписанию в 4.40, так что пришлось посидеть на вокзале до открытия метро.
Москва встретила свежестью и прохладой, но чувствуется, что лето здесь ещё не кончилось. А моё путешествие — увы...

Комментариев нет:

Отправить комментарий