05 мая 2015

2000, Мульта–Аккем (1)

2000 год, июль–август
Катунский хребет
Мульта (маральник) — оз. Куйгук — пер. Куйгук (1А, 2520 м) — оз. Верхний Акчан — пер. Акчан (1Б, 2900 м) — р. Левая Осиновка — Осиновские озёра — р. Осиновка — р. Нижний Кураган — р. Иолдо — оз. Аруколь — р. Северная Иолдо — пер. Джалама (1Б, 2900 м) — оз. Дарашколь — оз. Кучерлинское — р. Текелюшка — пер. Каратюрек (1А, 3060 м) — Семиозёрье — р. Аккем — пер. Кузуяк (нк, 1513 м) — Тюнгур
25 ходовых дней, пройдено примерно 170 км (+15 км радиально)

(1)   Мульта–Куйгук
(2)   Акчан–Осиновка
(3)   Осиновские озёра–Иолдо
(4)   Джалама–Дарашколь
(5)   Кучерла–Каратюрек
(6)   Семиозёрье–Аккем

После двух лет перерыва я снова выбралась на Алтай. Поход получился весьма «сложносочинённым», поскольку участникам нужно было возвращаться домой в разное время, кто-то ехал в горы впервые, а у самых опытных планировалась дополнительная усложнённая программа. Поэтому мы на маршруте то расходились, то снова встречались. Благодаря опыту, любознательности, взаимовыручке и терпению ребят удалось побывать в чудесных, диких потаённых уголках. Для меня это был один из самых интересных и самых сложных (на сегодняшний день) алтайских походов.

МультаКуйгук

16 июля
День отъезда ознаменовался лунным затмением, магнитной бурей, самой сильной за последние 10 лет, и всякими добрыми знаками: Наташа Л. пришла домой, принеся на своём плече кузнечика, в «Клубе путешественников» был сюжет о Белухе. На дорожку за окном покапал дождик.
У нас большая группа — Боб, я, Саша и Наташа из Твери, Надя с Арбата, Юля из психологической группы, Кирилл и Маша (которые смешно ходят, если смотреть на них со спины — как мультяшные человечки) и наша ударная альпинистская четвёрка — Серёжа, Марина, Лёша и Коля. Всего 12 человек, 3 первых купе. В нашем 3-м, аварийном не открывается окно, но меня это устраивает.
Перед поездом мы все собирались на Комсомольской радиальной. Вдоль стеночки стояли наши рюкзаки (наши всадники), а мы на них любовались. У всех сбоку приторочен ледоруб (у Наташи — новенький красивый альпеншток), у меня — ещё и лыжная палка, к которой можно цеплять флажок. Рядом с Бобовским великаном стоял маленький продуктовый рюкзак — как отец и сын.
Поезд тронулся не в 23.06, а на 15 минут позже, и мы — отправились!

17 июля
Вагон всех удивляет чистотой, туалетной бумагой, мылом и белоснежным унитазом в туалете.
Едим всякие вишенки-клубнички, играем в отгадывание слова, вариант этой игры (более живой) — «Есть контакт», когда отгадывающие пытаются объединить свои версии, а загадавший должен помешать им это сделать.
В Агрызе я разживилась странным мороженым — наполовину фруктовым, наполовину сливочным.
Ближе к вечеру мужики стали резаться в шахматы. Я дала Марине и Серёже почитать мой дневник похода 97-го года [он был в том же блокноте, что и эти записки].
За окном уже Урал, холмы, арочные мосты. Был один длинный мост высоко над землёй, едешь — как будто пролетаешь над горами.
К ночи спать совсем расхотелось. Стали играть в «ассоциации» — очень интересная игра: все загадывают общего знакомого, а ведущий спрашивает, на какой цветок, животное, машину, цвет, музыку и т.д. похож он. Играли до 2 часов ночи, то и дело будя пассажиров своим хохотом.

18 июля
Проснулась незадолго до Тюмени, в 7-м часу. Остальные тоже сегодня жаворонки, несмотря на поздний вчерашний отбой.
Вяжем узлы, играем в «города». Я объелась мороженым (2 порции в Ишиме + 1 в Омске). Сходила на остановке ко 2-му вагону, поговорила с группой питерских водников, которые присоединятся к нам в Барнауле. Потом они приходили к нам в вагон, рассказали, что на перевале Рига-Турист есть обходной маршрут 1Б (а раньше он считался 2А, если спускаться напрямую).
На станции Татарская ребята устроили показательную разминку позвоночников (можно было ходить с кепкой по кругу). После этого уже в купе устроили соревнования по арм- и «лэг»-рестлингу (один пытается развести коленки, а другой своими коленками сжимает).

19 июля
Приехали в Барнаул в 11.20 по местному. Шофёр Григорий (похожий на Сенкевича; он вез нас и Маусов в 1996 г. в Тюнгур) судил-рядил с водниками из Питера полдня, так что выехали мы только в 13.45.
Первая неприятность — в часе езды до Бийска: камень вывернулся из-под встречной машины и разбил наше лобовое стекло. Пришлось несколько часов объедать магазинчик (в результате чего там кончился «Снежок» и ряженка), есть горстями малину, а потом отмывать руки в Бии (я не купалась, решила начать с Катуни).
После того как вставили стекло, заехали заправляться газом почему-то на кладбище. Там мы развлекали своим толканием наблюдающих питерцев (глядя на игры Лёши и Коли, они усомнились в их ориентации).
Выехали наконец из Бийска уже на закате. Шофёры прозевали место стоянки ехавших впереди в микроавтобусе водников, и пришлось нам остановиться в чистом поле с мокрой травой. Палатку поставили только 4 водника, а мы ёжились и пытались уснуть в автобусе.

20 июля
«Спали» с 1.45 до 4.45. Выехали к Семинскому перевалу в 5.20. Новая неприятность — в моторе что-то загорелось, опять стояли... В общем, самое длинное путешествие к алтайским горам. В Усть-Кане водитель почему-то забузил, хотел получить 2-ю половину суммы. Но мы не поддались на эту «провокацию».
В Усть-Коксе объелись в столовой, а потом сходили на реку (как уточнил уже в автобусе Боб, это Кокса, а не Катунь, как я всегда думала).
В 15.00 были у маральника, вышли в 15.45 налево по тропе, в направлении Куйгука.

Ягод практически нет — жимолость зелёная, малина ещё не завязалась, брусника ещё цветёт.
Шли по лугам, лесу; очень много комаров. Идётся мне неплохо (хоть рюкзак ~25 кг). Каждый идёт в своём темпе, Марина с Серёжей, конечно, впереди. Шли до начала 9-го, перешли вброд босиком 2 речки, а к Мульте или Куйгуку дойти было нереально. В конце концов нашли просторную поляну со спуском к Мульте.
При свете фонарей поужинали гречкой с черносливом и залегли отсыпаться.

21 июля
Спала у Серёжи с Мариной. В пуховом спальнике аж вспотела — хорошая вещь! Вылезла умываться в 9.15, утро солнечное. В полдень ещё и окунулась. Вода в реке на удивление тёплая.
Все долго отсыпались, потом ели, собирались. Я ещё раз искупнулась. Вышли поздно — в 3 часа. Через 20 мин были на обзорной полянке с морем володушки и курильского чая.

Дошли до Куйгука, но решили не переправляться на другой берег (там тропа ведёт, по-видимому, к Мультинским озёрам).

Снимок сделан Надей. Рюкзак, кажется, Лёшин, но мой по габаритам
почти такой же — было от чего загрустить

Шли целый день по неплохой тропе, правда, было много мест с травой по пояс и выше. Аконитовые заросли, бадановые полянки, кочки, перелезание через небольшие брёвнышки — в общем, типичная алтайская тропа (хорошо, что сухая). Комары жрали на каждом привале.

Навстречу проскакали алтаец и мальчик с ним. Под вечер встретили палатку, а затем и её обитателя — старичка-сибирячка.
Прошли км 15, набрали 500 м высоты. Я еле доплелась в конце, хорошо — на морене мой рюкзак донёс Лёша.

Это уже было 21.30, а ещё надо было ставить нашу с Надей капроновую палатку. Общими усилиями поставили её под кедром. Я очень психовала на Боба (что он тент не подготовил — верёвки не приделал). [Сама, конечно, виновата: нужно было собственноручно проверить до отъезда. Впрочем, в этой палатке было всего три ночёвки.]
Ужинали при свете костра и фонариков, упились чая. Сидели почти до 1 ч ночи.

22 июля
Я вылезла в 9 ч из палатки — и сюрприз: под кедром сидит Маша! Она ночевала возле палатки старичка, завернувшись в спальник.
Стоянка у нас замечательная, с видом на водопад, вытекающий из озера.
Я пофотографировала виды, баданчик, очень красивые синие цветы. Что-то у меня начинается горная болезнь: сердечная слабость, голова «пьяная». Высота всё-таки — 2000 м.

После завтрака (геркулес и хлопья + изюм и курага) я пошла на озеро Куйгук. Оно похоже на Святое. На обратном пути посидела у кедра; к моему рюкзачку подбежала белка, а на ветках свистели маленькие, как колибри, птички. А когда сидела на озере, над ним парил орёл.

Часа в 2 в базовый лагерь пришли Кирилл и Боб с Юлей. Сегодня день отдыха и вылазок. Я сижу в лагере — надо пришить пенки к лямкам [новенького 100-литрового рюкзака «Синто», который прослужил потом ещё 7 походов].
Лагерь расположился ступеньками: нижний, верхний (куда переехала и наша с Надей палатка) и форпост (Боб с Юлей).
Вечером обсуждали планы на будущее. Впереди, возможно, 3 перевала подряд.

23 июля
Ночью мой «пожар горла» перешёл в насморк. После завтрака пошла погулять по левой [по ходу] стороне озера. Тропа то есть, то теряется в чапарале.
Очень много золотого корня. На озере рябь играла с тенями от облаков. Левее водопада есть ещё одно укромное, тихое родниковое озерцо с чистой водой, рядом — стоянка в кедрах.

Я искупалась в озере, из которого стекает водопад. Вода тёплая, мягкая.
Саша, Наташа, Лёша и Коля открыли тропу на перевал по правой стороне озера. Дошли до перевала за 2 часа. Позже всех, к ужину вернулась Надя. Юля сегодня развлекла всех блинчиками.

24 июля
Ночь и утро ясные, ветрено. Кирилл с Машей нас разбудили, накормили. Они от нас отделяются, уходят на Средне-Мультинское.
Вышли на перевал вовремя (как ни странно) — в 9.05. По правой стороне озера — морена. В конце озера все (кроме Нади) искупались на дорожку и пошли — по перевальному гребню, потом подъём по сыпухе.

В 1 час дня были на перевале. Устроили шикарный перекус с сухофруктами, орехами, шоколадками и Зюкой.

Спуск прояснил ситуацию с категорийностью: чуть-чуть скальная стенка (с зацепками) придала ему 1Б. Все, кроме меня, сползли с рюкзаками, а мне, боязливой и коротконогой, помогли Лёша с Колей. [Справедливости ради нужно заметить, что первым с перевала спустился Бобовский спальник (одно неосторожное движение при переупаковывании — и вещь попадает не в рюкзак, а в пропасть). Хорошо, что улетел не слишком далеко.]
Дальше — нудный спуск по сыпучим острым камням. Боб от усталости упал два раза, ушибся; было очень страшно смотреть, как он скатывается.
К началу 6-го спустились (= поднялись) к Верхне-Акчанскому озеру. Высота ~2400 м.
Ужин готовили у нас — у Серёжи с Мариной. Под вечер разыгрался ветер.