05 мая 2015

Начало тут

Акчан–Осиновка

25 июля
Такой ветреной, изнурительной, бессонной ночи я ещё на Алтае не переживала. Была и гроза, и град, и ветрище такой, что все смогли уснуть только к утру. Погода испортилась — рваные тучи с просветами то там, то тут, сыпет временами снежная крупа. Перевал, конечно, отменили.
В 11.00 был утренний чай, в 13 — рис с сухофруктами. Потом снарядили 3 рюкзака заброски с продуктами, и все, кроме меня, Боба и Юли, ушли в разведку на перевал Акчан.

Я поспала до начала 5-го. Как ни странно, небо прояснилось. Я начала 2-ю плёнку.
Ребята вернулись довольно быстро, до 18.00. Сделали заброску, нашли на перевале в туре 6 конфеток и записку питерцев от 23 июля (а те, в свою очередь, нашли записку от 25.07.99 г.).

26 июля
Ветер ночью успокоился, дал всем выспаться. Наша палатка проснулась к 7 утра, приготовили чай и геркулес с хлопьями и изюмом (который все еле запихнули в себя).
Вышли на перевал в 11.10. По морене дошли до снега, где Лёша ещё раз напомнил всем новичкам, как зарубаться. Я и Наташа с палками, остальные — с ледорубами [у меня с ледорубом как-то отношения не сложились, отдала его Наде. Тот ей весьма пригодился на следующем перевале и затем благополучно возвратился в Москву]. Потом выходили на ледник по одному (Марина выпускала).

След в след, выбивая ступени носком или боком (если траверс) — даже ничего получилось! Я себя от излишней эйфории даже тормозила. В общем, ледник все прошли быстрее, чем планировал Серёжа. Потом — сыпуха и скалы, которые я шла без рюкзака. Перевал Акчан — 1Б со мно-о-гими звёздочками. Спасибо ребятам, что тренировали нас на скалах [в Полушкино, перед отъездом в горы].

На перевале пофотографировали, перекусили, и Серёжа повёл всех на вершину 3145. Боб остался мёрзнуть на перевале. Мы дошли по сыпухе до снега, и тут нас с Наташей затормозили (а потом и Юля с Надей не пошли). Там очень крутой подъём вверх. Но нам хватило и под вершиной. Панорама потрясающая, даже Белуха видна (вершина была закрыта тучами).
Спустились с перевала легко и быстро, но тут нас ждали неприятные новости: кордон — 3 егеря, которые стали составлять на нас акты.
Ближе к ночи стало плохо Саше — он перенапрягся за предыдущие дни, а сегодня, спускаясь по крутому снегу с вершины, натерпелся страху.

27 июля
Ночь у ребят была бессонная. В начале 9-го пришли егеря, выписали пропуска (пропуск на 1 чел. на 1 день — 40 р.) и копии актов. В 11.00 Серёжа с Мариной повели Боба, Надю и Юлю через ГАГПИ (под «конвоем» егерей). Саше чуть получше (наверное, у него поджелудочная). Какие планы впереди — одному Богу известно.
Я днём валялась в палатке и фотографировала цветочки.

[В 2003 г. мы с друзьями сотворили вчетвером CD-диск, посвящённый Алтаю. К фотографиям сочиняли лирические подписи. Позволю себе привести к некоторым снимкам строчки моего авторства.]

Из волшебной игры воды и света рождается Красота цветка.
А в незримой глубине совершается таинство: мудрые камни
дарят корню свою Силу.

Когда долина зачаровывает тихим говором ручейков,
а тёплый ветер опьяняет медовым ароматом —
кажется, что само солнце присело в траву и смеётся,
а жарки — искорки в его глазах...

Коля с Лёшей ходили смотреть, как ребята идут на перевал, Лёша искупался в ледниковом озере с айсбергами.
Серёжа с Мариной вернулись разморенные. У егерей на Верхне-Мультинском озере базовый лагерь, стоимость входа без ночёвки — 10 р.
Ужинали как никогда рано и разошлись спать, когда на совершенно чистом небе зажглись первые звёзды.

28 июля
Утро ясное-ясное. К нам уже подлетели комары. Хотели выйти в 10, но получилось в 11.30. Ущелье Верхней Осиновки всё напитано водопадами, луковым и медовым ароматом.

Шли медленно, продираясь через кустики берёзы. У большого водопада сделали «сальный» перекус.

Чем спускались ниже, тем больше открывался перевал ГАГПИ. Потом дрались по травянистому склону, повернули на Левую Осиновку и в 18.30 были на большом Осиновском озере (а перед ним было маленькое, на карте не обозначенное). На камнях наконец-то появилась пахучая смородина (ягоды пока зелёные).

Начали ужинать — и пришли гости: новосибирцы (6 человек под руководством огромного дядьки — Виктора) не смогли влезть на ПГПИ из-за скал и вернулись. Встали возле нас, Виктор показал нам через цифровую видеокамеру свои съёмки перевала. У них мальчик 10 лет.