27 мая 2015

2005, Кучерла–Аккем (2)

Начало тут

26 июля
Наснилась всякая всячина, в том числе молодой БГ, какие-то студенты-иностранцы. В пробуждение въехала на велосипеде, только почему-то педали крутила не ногами, а руками (на уровне руля).
С утра уже тянутся с юга веретенообразные облака. Быстро поела (без чая) и в 10-м часу поползла наверх. Траверс травяного склона, что тут скажешь. Через 1,5 ч оказалась чуть выше Синего озера, пришлось свалить вниз. Как и в прошлый раз, увидела упитанного байбака (и товарищ его пискнул так по-тяньшаньски!).
Палатку поставила на уровне слива озера. Искупаться духу не хватило.
Пошла нагуливать аппетит. За 1,5 часа сначала прогулялась до поворота, чтобы увидеть ледник Урусвати. Потом обошла озеро и чуть поднялась на моренный вал. На дальнем краю озера хорошие травяные площадки, а на камне табличка памяти погибшей в 1999 г. Кристины Бакулине (из Вильнюса) и рядом выгоревший рюкзак лежит.
На воде играет рябь. По берегу островки водосбора и «хоббитон» пищух и сурков. В небе — облака всяких форм, иногда открывается вершина Короны Алтая.
Ветер налетает сильными порывами; хоть и солнце, но как-то неуютно снаружи, поэтому и перекусываю, и пишу в палатке.
Тени гуляют по склонам, ледникам и озеру, которое играет оттенками голубого и бирюзового. Одела куртку и полежала на соседней полянке с фиалками.
Часа в 4 пришли гуляющие снизу, ко мне не заходили. Решила опять пройтись до ужина, поискать путь на Рижский (теперь уже в ботинках, а днём как хорошо было в кроссовках!). Как-то всё не те камни выбирала, то и дело натыкаясь на паутину.

По жёлобу спустилась в низину с голубыми разливами. Ясно, что тропа не здесь, но зато погуляла.

Обратный путь оросил слепой дождик, а потом зашла такая тучка, что я еле успела добежать до палатки. И полутора часов не погуляла.
Дождик был сильным, но коротким, а потом солнечные лучи прорезались сквозь обрывки дождевой пелены, а на западе начали освещаться пики.
Со склона противоположного берега Зелёного озера то и дело рушатся камни. Один камнепад поднял большое облако пыли.
К вечеру ветер усилился. Облака плывут навстречу друг другу.

27 июля
Почти «акчанская ночь № 2». Шквалы ветра так трепыхали палатку, что оставалось только молиться. Из-за ветра проснулась около 1 ч ночи, потом уснула до 7, а утром кроме ветра — сильнейший дождь и гром.
С 9 до 11 ч опять провалилась в сны, да ещё какие-то вложенные один в другой. Теперь БГ был уже в нынешнем возрасте, а ещё приснился Черчилль (?!).
Дождик стих, всё успокоилось, облака стали подниматься вверх. Камнепады продолжаются.

Позавтракала, поправила тент на палатке, полюбовалась озером, и опять брызнул дождь, заставив пробежаться до палатки. Появляются голубые просветы, но, кажется, надолго пойти гулять сегодня не получится. Будет день «лежбища».
Дождик капает с перерывами. Час с небольшим опять гуляла, дошла до морен перед подъёмом. Нагуляла аппетит и в 17.00 сделала чай.
Тут столько разных цветов, и почему-то опять они мне кажутся особенно яркими: фиалки, фиолетовые ромашки, какие-то меленькие жёлтые цветочки...
После прогулки в голове появилась тяжесть, наверное, давление меняется. На западе клубятся облака, а с юга наползает серая масса. В 18.45 опять дождик стал накрапывать.
Ближе к закату я получила очередной подарок — радуга перекинулась мостиком от морен, над перевалом Токмак. Радужное тут место!
Предзакатное небо было немыслимой красоты, и что ещё удивительней — на западе, среди облаков сиял маленький кусочек радуги! Нет слов...

28 июля
Ночь прошла хорошо. Опять снились знаменитости — сегодня Мыскина, мы с ней шли вдоль ул. Коцюбинского.
На рассвете слушала странный дуэт: «кваканье» птицы поодаль и шорох крыльев около палатки.
Часов в 7 покапал дождик — на прощание. Утром на озере зеркальная гладь. Прямо над моим домиком висит в ясном небе половинка луны.

Вышла гулять на ледник Урусвати в 9.30. По моренным валам вверх-вниз дошла до моренного озера (а перед ним — маленькое прозрачное) очень быстро, за час.

Наткнувшись на очередную паутину, слегка качнулась и ударила коленку, но нестрашно. Прошла по низу вокруг озера, а на разливе вышла на грунт.

Потом начались чудные зелёные стоянки: чистые ручьи, море иван-чая и жёлтых маков, просто райское место.

Потихоньку вверх-вверх — и около полудня я была у ледника, но тут облом: лоб довольно крутоват, ботинкам не за что зацепиться. Прошла метров 5 и повернула обратно. Немного взобралась сбоку, но как-то мне тут психологически не понравилось, ну не люблю я конгломерат... Вот и всё свидание с Урусвати. Даже под ледником сидеть было как-то неуютно.

Повернула обратно, по пути сидела на больших тёплых камнях. В прозрачном озерце искупалась.

В лагерь вернулась через 5 часов. Жарко, но ветер прохладный. По-моему, будет гроза.

В начале 6-го на дальнем конце озера появились трое с рюкзаками, свалили вниз на стоянку. Хорошо бы, чтобы завтра им тоже надо было вверх, как и мне.
Как по расписанию, в 18.00 начался дождь (сначала с ветром). Грозовые тучи шли западнее Кучерлы и громыхало пару раз где-то далеко. Слава Аллаху, бури не было.
Поела пюре с молодым зелёным лучком и пошла в гости к соседям по озеру. Ими оказались трое крутых мужиков в возрасте (почему-то мне кажется, что они сибиряки). Идут завтра на Буревестник. Мне было стыдно подробно расспрашивать про путь по морене. Постараюсь завтра не проспать, когда они пойдут.
Вечер тишайший. С дальнего края отражение в озере ледника пер. Клюева смотрится очень красиво.
Вернулась к себе и долго провожала солнце, глядя на Урусвати. Да, жаль, что так сегодня получилось... Стояла в состоянии «Не могу оторвать глаз от тебя».

Уже в сумерках опять запела птичка-«квакушка», а потом, громыхая камнями, по противоположному склону прошли 6 упитанных козлов.

29 июля
Проснулась около 5. Небо ясное, зарозовели редкие облачка и вершины — Корона и та, что над Зелёным озером.
На «дежурство» я заступила слишком рано — мужики вышли только в 6.45. Как я и предполагала, они поднялись на гребень морены сразу и довольно резво пошли.
Поела, собралась; как раз к 9 часам солнце вышло, посушило палатку. Перед выходом окунулась в озере на прощание.
Вышла в 10.10. Жарко, одела косынку, чтобы не спалить уши. По камням шлось не так уж мучительно, чего не скажешь о последнем взлёте по травяному склону. Не знаю, может, я слишком уж в лоб полезла, хотя шла почти по тропе...

На перевале была примерно через 2,5 ч. Сначала хотела поставить палатку на камушках с видом на ледник, но оказалось уж слишком мало места.

Дошла под утёс, на котором в 2001 г. стояли Боб и К°, и расположилась на «клумбе». Вообще, в этом году как никогда много цветов, или это моё внимание к ним больше привлечено. Море золотого корня (особенно жёлтые цветки такие пушистые), маки, даже жарки прямо рядом с палаткой.
Скинула наполовину тент с палатки, чтоб не выгорал, и прогулялась к сливу озера. Посмотрела на долину, по которой предстоит спускаться.

Ветер усилился, загнал в палатку. Стало как-то дремотно.
Около 4-х на берегу появились гуляющие снизу (человек 5). Вскоре пришёл дождик, и я часа 2 провалялась в спальнике. А перед ужином час погуляла по окрестностям. Какое-то смурное состояние, может быть, от высоты (2600 м)... Красоты, дали, виды — слова бессильны. Пыталась разглядеть Джаламу, Тарбаган...

30 июля
Утро тишайшее, на озере такое зеркало, что трудно понять, где кончается берег и начинается вода.

Хотела пойти посмотреть, как солнце будет зажигать дальние вершины — ан нет, небо затянуто облаками, лишь кое-где голубые просветы.
Голову давит, поэтому осмелилась выкопать рядом с палаткой кусочек золотого корня — днём заварю.
После завтрака экипировалась и пошла гулять (но опять «экипировка» не пригодилась, как с Урусвати).

Слив озера легко переходится по камням. Тут стоянка на несколько палаток, очаги, стол и стулья из камней, туры.
Полезла на гребень, а ещё выше, как раз на фоне неба, хорошо были видны 4 козлика. Они ждали, что я предприму, выстроились в ряд, а когда я отвернулась — мигом поскакали вниз.
Под ледником озеро зеленовато-грязного цвета, а сам ледник Буревестник спускается несколькими лапами, между которыми падает вода (тоже с желтовато-грязным оттенком). Сначала посмотрела сверху на запад — красиво озеро Кульдора (и выше на притоке есть прозрачное). По-моему, определила перевалы Иолдо, вершину над Малым Калагашем.
Потом спустилась по снежнику к озеру и подошла поздороваться с ледником. Даже на язык его попробовала — отколола пластинку-ледышку.
На сам ледник выход выше, но мне показалось, что там со склона может сыпать. Да и сама плоская часть совсем небольшая...
Обошла озеро, опять поднялась на моренный вал. Тут всё усеяно жёлтыми маками и мелкими белыми цветочками. И камни разноцветные. Прямо мечта японца!
Погуляла 2 часа, под конец подмёрзла и села на тёплом камне высоко над Рижским озером созерцать блики и волны, идущие навстречу друг другу. Чем-то мне тут место напоминает по состоянию Среднее Осиновское. И по красоте. Я бы назвала Рижское Озером мудрости. Тут такие скалы, такие древние складки. Камни растут из земли под разными углами. Древние морщины Земли...
Водопад с Ак-оюкского ледничка за полдня набрал силу, его стало видно и слышно.
Выпила золотого корня с первой порцией перекуса и ещё час погуляла, а в 15.00 пришёл дождевой фронт, хотя голубое окошко над озером держалось до последнего.
Ой, вспомнила, кто мне сегодня снился — Ротару! Проникновение попсы в мои сны продолжается.
После дождя наполнились и остальные 3 сосудика-водопада. Зашумело как вчера, когда я пришла.

Как-то прохладно, сижу в палатке, время от времени наполовину высовываясь. Сделала чай из синих цветочков вроде зизифоры.
Обнаружилось, что прямо рядом с палаткой целая плантация молодого зелёного лучка, а я и не замечала.
Вечером на гребешке опять появились силуэты козлов, щиплющих травку.

31 июля
Наконец-то сегодня во сне летала, правда, это было вкраплено в какой-то приключенческий сюжет и я была не я. В этом «фильме» был Маковецкий в роли бомжа (без слов).
Погода ясная с облачками, которые плывут с запада. Поела, зарядилась порцией вчерашнего отвара золотого корня, попрощалась с озером и отправилась в путь в 9.40. Спуск от слива озера по склону, под скалами — ого-го, я уже отвыкла по таким сыпухам ходить с обломками камней. Водопад же очень красивый, чем-то напомнил водопад из Алакуля.

Потом — волны морен. Туры были, но среди камней, освещённых солнцем, плохо видны, и я регулярно путалась — там, где надо вниз, я шла вверх (и наоборот). А на высоком склоне — опять козлики, 5 штук. Да, они ходят более элегантно, чем я...

Над зелёным озерцом тропа идёт поверху, а перед «чемоданной» мореной спускается вниз, на травяные стоянки у воды. Я воспользовалась солнечной погодой и вымыла голову, правда, вода леденющая, даже ломило голову. Сюда я дошла за 1,5 часа.
От этого места туры стали попадаться чаще, да и тропка более натоптанная. Дошла до границы леса, тут почему-то туры были параллельно, и я, естественно, пошла искать поворот направо, чтобы прийти на свою горочку траверсом. Увы, ничего внятного не обнаружилось. Так и осталась эта тропа мифической. Зато тут в кедрах стоянка.
Дорога через карликовую берёзку быстро привела в лес, и тут началось самое утомительное. Ноги уже просили передых через каждые несколько минут. Коленные суставы ближе к низу этого «крутяка» вообще зажили отдельно, разгибаясь, когда им вздумается. В конце спуска — заросли травы и кустов, а под ногами влажные корешки и камушки (таки один раз упала, но нестрашно). Главное, озеро — вот же оно, а никак не дойдёшь...
Выход на основную тропу незаметный, ориентир — после 3-го рукава ручья (если считать от начала озера). Дошла на автомате до стоянок, чуть перекусила, допила воду и «втащилась» на свою горочку, а тут — облом! В ямке воды чуть-чуть, еле 200 г нацедила. Пришлось взять все ёмкости и спуститься к Кучерле. А перед этим сходила за заброской. Всё в порядке, только полиэтилен и пакет намокли.
Итак, через 8 часов мой «рабочий день» завершился. Повалялась в палатке, сделала чай с вкусностями.
Появился прохожий — парень из Эстонии, в составе группы теософов, ищет кого-то у домика. Он тоже в одиночку жил в Краснодарском крае, ему понравилось.
Пошла на морену поесть кислицы (наконец-то появились спелые ягодки); собрала зелёного лука для пюре. Посидела на корне своей «фотомодели» — лиственницы с веткой-рукой; потом — на кедре у палатки.
Здесь такая идиллия — птички щебечут, белка снуёт, бурундук — и тот моргал, размышляя: сбежать или ещё посидеть.
А когда я днём шла, видела близко сурка. У него дом нарыт — как кратер вулкана.
Напоследок показали очень красивый закат.