10 мая 2015

2001, Кучерла–Аккем (3)


1, 2

5 августа
Проснулась на рассвете, снимала отражение в озере и попутно собиралась и готовила завтрак. Погода изумительная — наконец-то пришёл антициклон! Птички поют вовсю, радуясь солнцу.






Вышла в 9.20, теряла тропу — сначала ненадолго, а потом на целый час: залезла на камни, покрытые мхом и с колючими кустами. Ходила в разведку, оставив рюкзак (а он съехал между камнями — хорошо, что неглубоко), потом побоялась, что не смогу вернуться к рюкзаку. В общем, приключение дня. Правда, малину поела, но что-то она мне последние походы дорого достаётся (Аккем в 2000 г.!).
Тропа хорошая, где-то на уровне Тегеека снизу приходит вообще конская.
Когда вылезла выше леса, много фотографировала панораму.






Потом — массаж ног кустиками, ложбинка с цветами, место, где вдруг поднялся ветер и подталкивал меня в спину.



Обрадовалась ручью — наконец-то разбавила Зюку, которую потягивала на протяжении дня.
На Текелюшке была ровно через 6 часов. Поставила свой домик и пошла купаться. Какое блаженство! И очень вовремя: вернулась, а в лагере огромная группа с «детским садом» из Минска. Детвора устроила прямо возле моей палатки игровую площадку — но ничего, дети всё-таки не алкаши, около 10 вечера улеглись.
Я ходила на «охоту» за закатом, не могла наглядеться на Каратюрек.




6 августа
Ночью вылезала из палатки. Звёзды и луна, как кварцевая лампа, даже было видно [на часах], что 3-й час ночи.
Утром на небе подозрительные перистые облачка. Решила не затягивать с выходом.
Какая-то крупная чёрная в крапинку птица рылась клювом в земле, не обращая внимания на людей.
Вышла в 9.15. Когда подумала: «не сбиться бы с тропы», на самом деле, я уже шла по правой тропе к Сыпучему. Опомнилась, долго переходила Текелюшку (?) к правильной тропе. Но счастье было недолгим. Каким-то непостижимым образом я оказалась не на тропе, ведущей в каменистый жёлоб, а на хорошей конской, которая идёт левее, по травке, огибая горочку. Это, видимо, та верховая тропа, по которой спускались Боб и компания.
Вышла к снежнику, где мы пировали в 1997 г. На горизонте от Куйлю показались 3 фигуры (думала, всадники, оказалось — туристы).


В 13.00 была на Каратюреке; пошла для разнообразия не на перевал, а на вершину. Только утеплилась и выкинула фотоаппарат — вдруг вокруг как зашипит ветер в камнях, какие-то вихри. Я всё поняла, извинилась и стремглав бросилась вниз, захватив манатки.


На перевале никого, как ни странно. Через полчаса появились трое, которых я видела — из Кузбасса. И снизу поднималась одинокая девушка.
Часок посидела, поела, побалдела в тёмных очках и — пошла вниз. В начале 4-го дошла до речки напротив Ярлу и поставила палатку.


Чтобы увидеть Белуху, надо чуть влезть на горку.
Вечером (впрочем, как и утром, и днём) меня радовала радуга-гало.

7 августа
Проснулась в полночь и ждала, когда луна приблизится к Белухе. Небо звёздное, Большая Медведица прямо над Каратюреком. Сделала снимок на ручной выдержке 0,5 мин. Потом дала себе установку проснуться на рассвете. В 6 часов что-то подняло меня. Открыла палатку — обалденное небо на востоке!


Полезла на горку поздороваться с Белухой. Солнце пришло в палатку в 6.30. На небе облачка уже посерьёзней. Заснула опять и в 8.15 опять меня что-то резко разбудило. Возможно, это был порыв ветра. Погода резко портится. Я испугалась, что меня снесёт вместе с палаткой, собралась за 40 минут и в 8.55 рванула вниз, не чувствуя тяжести рюкзака. В лесу дождик уже капал, а у реки полил. Поставила палатку под дождём, всё мокрое, но просвета, кажется, можно было ждать долго. Палатка стоит на вечном «тётечкином» месте. Где же она?
Через 1,5 часа дождь кончился. Солнце высушило всё, я даже осуществила свой план, намеченный на сегодня, — постирала носки и штаны.
Ветер гонит по небу облака, они крутятся в разные стороны, заслоняя солнце, и тогда становится холодно. Я созерцаю Белуху, попиваю чай. Особого желания гулять на озеро нет.


Закат был чистый-чистый. А в сумерках справа от Белухи мерцала огромная звезда. И это был мой последний кадр.

8 августа
Ночью приснился целый кинофильм с Янковским в главной роли. А в другом сне было очень много вкусной и красивой еды.
Утром очень много росы — это хорошо. Потихоньку собралась, попрощалась с Белухой и в 9.45 пошла вниз. По левую сторону с гор стекают красивые водопады. Стоянка «с бурундуком» в 1,5 часах от озера, потом ещё несколько. А на намеченной на сегодня «брусничной» стоянке была через 4,5 часа. По пути ела много брусники и собрала несколько маслят на ужин.
Во второй половине дня поднялся ветер и пригнал облачка. Потом они наглухо затянули небо. Давление упало, захотелось спать, особенно после грандиозного пюре с грибами. В 20.00 упала и заснула.

9 августа
Ночью капал нестрашный дождик. Утро — ясное в сторону Катуни и с облачками в стороне Белухи. До чего же в горах погода изменчивая! Решила особо не тянуть с выходом. Традиционно для этого места — манка с брусникой, и в 9.40 вышла в путь. На осыпях проложили тропки поверху — видно, Аккем подступил к берегу. Попадается спелая смородина и много малины.
Увидела место, где я в прошлом году ошиблась. На первом из 2-х ручьев была в 12.00, через 10 минут — второй и большая стоянка. Сделала перекус. Двое парней идут наверх, спрашивали про тропу.
Решила идти дальше, до «смородиновой» стоянки. По пути много малины. Тропа уже подсыхает. Мчалась вперёд, прислушиваясь к шуму воды, а это всё не ручей, а осины и берёзы шелестят. Навстречу прошла молодая пара с двумя детьми лет 5 и 3,5!
Добралась до места в общей сложности за 5 с небольшим часов. Поставила палатку на Семёновом месте. Искупалась в речке и сразу стало свежо.
Место приготовило мне подарок: почти рядом с палаткой — огромный гриб. Я посчитала его белым и половину приготовила на ужин.
Шумит Аккем, стрекочут сверчки. Людей пока нет. Зато есть, кажется, клещи и они меня пугают.

10 августа
Ночь была звёздная, луна светила как прожектор. Утром на небе переменная облачность. Я опять приготовила грибы — остаток белого и примеченный ещё вчера на тропинке маслёнок. А потом пошла погулять вперёд по тропе. Невозможно идти — сплошная малина. Пришлось даже себя тормозить, чтобы завтра осталось желание (на бруснику я уже смотреть не могу).
Сегодня много народа спускается. А у одной группы наверх я выяснила — это действительно клещи. Вымыла голову, а сижу в палатке — боюсь этих поганцев.
День полного отдыха и расслабления. На противоположном берегу, оказывается, полно кустов красной смородины. Собрала в баночку, может быть, доживёт до Москвы — подарок Бобу.
Ручей в этот раз не играет ни русских опер, ни джаз (как в 1996 г.). Просто в воздухе разлито мелодичное колокольное звучание мажорного трезвучия. Интересно, что Аккем у озера звучал вертолётным гудением ровным, а ниже я этого уже не слышала. Конечно, пока я была наверху, вертолёт летал туда-сюда, в Семиозёрье (наверное, вызывая камнепады).
После 9 вечера пришла какая-то группа, стали на противоположной стороне. Всё это я слышала сквозь сон.
Ночью опять была бессонница.

11 августа
Ну, вот и пришло время уходить. Прощай, мой берёзово-пихтовый рай!
Соседи по противоположной стоянке показались мне странными, как бы подвыпившими. Я быстренько собралась и в 9 часов вышла.
До поля — 2 стоянки среди берёз у ручьёв. Идя по полю, вдыхала аромат трав и музыку кузнечиков. Над Аккемом парил орёл, а потом, при подходе к прошлогодней стоянке — прямо надо мной, огромный!
На перевале была через 3 часа. Кузуяк сделал мне подарок: через 15 минут после моего прихода поднялась тётечка-«аккемский талисман». Её зовут Елена, поселилась в Коксе. Мы с ней целый час проговорили: и про Алтай, и про то, что лодку подняли [речь о «Курске», и это было не так], и 25 июля в Москве был страшный ураган. Она приглашала к себе в гости. У неё там прекрасно видна Белуха.
Вслед за мной пришли и странные соседи. Они просто смурные и уставшие. Дальше шли, обгоняя друг друга.
Дополнила баночку красной смородины, наелась малинки, попрощалась с Кучерлой и через 3 часа была в «Высотнике». У ворот уже ждали распорядители транспорта.
На поляне стояла палатка одиночки, который ходил на Актру, а теперь пришёл сюда. А спустя час пришёл целый пионерский лагерь — человек 30 москвичей-подростков с плеерами. Тихой ночи не предвидится.
Катунь отступила от берега, воды меньше, чем когда я приехала. Жаль, что не удалось сходить искупаться — один из минусов, что я одна.
Закат был нежно-розовый.

12 августа
За всю ночь поспать удалось часа 3,5 — сосед-старикашка, «мэтр Алтая» пел у москвичей под гитару КСПшные и прочие песни и параллельно в группе хипов (которых вчера в Кучерле третировал пьяный алтаец на лошади) под гитару пели рок-репертуар (гораздо приятнее, чем старикашка).
Ночью, как всегда в Тюнгуре, меня поразило звёздное небо, метеор пролетел.
Проснулась в 4.30, сбор был к 6. Тент мокрый от росы и конденсата. Отъезд, как и приезд — в тумане.
Водителем ПАЗика, который, как ни странно, вёз только меня и четвёрку нижегородцев, оказался Григорий-«Сенкевич» с рыжим молодым напарником. Цена до Бийска — 500 р., почему-то деньги взяли сразу, несмотря на наши протесты.
После моста к нам подсела парочка очень приятных парней из Владивостока. Они ночевали прямо в Тюнгуре на берегу (хотя тоже попали в переделку в Кучерле). Ребята через Делоне взошли 8-го числа на Белуху, им очень повезло, не говоря уже о том, что они первый раз на Алтае. Это маршрут 3Б. Тренируются они у себя на сопках зимой. Саша сидел со мной рядом и рассказывал об интересном месте в Забайкалье — Кодар (ст. Чара): там и пустыня песчаная, и вершина ~3000 м.
Ехали мы поначалу медленно, всё время что-то неладное было с мотором. Не доезжая Усть-Кана шофёры чинились основательно, и я успела высушить и тент, и палатку (впрочем, я так и хотела, чтобы была техническая остановка на солнце). Ехали через Чергу, в Кукуе я сбрызнула голову водой из речки. Поесть удалось только в 16.00 в Усть-Семе, много и вкусно.
В Бийске были ровно через 12 часов. Вся компания, кроме приморца Вити, отправилась на автобусе в Барнаул ловить места на поезд Бийск-Новосибирск. Оказывается, во Владивосток из Новосибирска ехать больше 4-х суток.
Мы с Витей посидели-поболтали о скалолазании и т.д. В 11 вечера закрыли вокзал. Мы взяли пенки из камеры хранения.

13 августа
Спалось замечательно, если не считать страшно зарычавшей в 1 час ночи сигнализации. Оказывается, ночью был дождик. Билет мой у туалета поменять не удалось.
В 8-м часу отправилась гулять. В столовой автовокзала теперь не кормят, в столовой напротив универмага ещё не было еды (выпила только чай). До центра города шла под дождём, весьма сильным. В одном месте даже вымочила кеды. Шаталась по всем магазинам, купила тугой перочинный ножик (разрабатывая который, им же и порезалась). Вкусно поела в кафе на 1-м этаже универмага и двинула в обратный путь. Накупила в поезд столько еды! Надо поправляться!
В 16.00 по местному поезд тронулся под редкие, срывающиеся из туч капельки дождя. Полвагона занимает нахрапистая группа из Свердловска, турбазная, пьюще-курящая. Мне удалось переселиться с 38 на 40-е место. Ура!
Ветер в щелях окна звучал, как вокализ женского хора в стиле не то Чеснокова, не то Бибика. Я сначала подумала, что схожу с ума — уже начала слышать «музыку сфер».
В Барнауле пришлось под дождиком сбегать в туалет. И конечно — двойная радуга, символ расставания с Алтаем!
Уснула, ещё когда не отправились из Барнаула. Ночью пришлось сходить за одеялом.

14 августа
Рассвет был над карасукскими степями. До Татарской поезд еле полз. Стоянки сокращали, да и дождик загонял обратно в вагон.
Турбазовцы оказались вполне приличными ребятами, тихо резались в карты, а девчонки-«амазонки» вечером даже стали петь детские песни.
Проводница изливала мне душу. Кстати, она как-то отравилась блинчиками из Называевской, так что мне их что-то расхотелось. Я и свой сладкий мягкий плавленый сыр не доела и выкинула. А на ужин устроила испытание желудку — банку сардин и миску салата.
Закат был ярко-красный, солнце как нектарина.

15 августа
Ночью перед и в Свердловске не спалось — смена населения в вагоне.
Утром проснулась где-то в районе Кунгура. На небе хмуро, но в лесах признаков осени ещё нет. Как обычно в М-ском треугольнике — дождь и туман вдоль Сылвы. А после Перми стало солнечно.
День сонливый, усталый. Я усиленно намеревала печёные пирожки и сок, что и сбылось в Балезино и Кирове.
После Ветлужской был закат с золотым контуром облаков (а потом они стали пурпурными).

16 августа
Под утро на небе был «парад планет»: серп Луны в обрамлении двух планет — Венеры и, возможно, Марса.
Поезд пришёл в Москву в 7-м часу утра. Из метро сразу попала в автобус. А дома Боб уже не спал и ждал меня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий