17 сентября 2023

2023, Кучерла и Большой Колагаш (2)

Начало тут

Каменная хижина — Текелюшка

17 июля
На кочках спалось относительно нормально, даже слегка проспала. Поела, пошла к воде — вот тут-то и выяснилось, что накануне меня не комарик укусил в районе паха, а самый настоящий клещ! Впервые в жизни. Схватила пинцет, с непривычки и от паники не смогла вытащить целиком и потом больше часа мучилась, пытаясь вытащить головку. Пригодился хлоргексидин и шприц, и иголка. Вроде справилась. Тут мимо прошла очень приятная пара, обсудили с ними мою ситуацию, передала Бобу привет.
Когда собирала палатку, подошёл парень с дровиной молодой сосны. Потом с его группой целый день общались. Николай [из Камня-на-Оби], Артур из Пятигорска, Даша и Настя; Даша плохо шла и Николай бегал забирать её рюкзак.
Вышла опять ужасно поздно, в 10.45. На подъёме нагнала группа Аккем-тура из 16 человек, у них конное сопровождение и некоторые идут вообще налегке.

Погода изумительная, на 2-м гребне провели час почти. А ребята прекрасно переночевали у скал, Боб даже меня встретил и поднял на 1-й гребень рюкзак. На 2-й гребень они вчера сбегали в радиалку и возвращались уже в темноте.
Воды по пути достаточно, на 2-м гребне снежник есть. Дорога далась очень трудно. Оказалось, то расстояние в 8 км от 1-го гребня до хижины, которое я рассчитала по карте, совсем не соответствует. Шагомер на смартфоне насчитал мне за день 14,3 км.

Гид Аккем-тура сказал, что тут больше не энцефалитные клещи, а переносчики бактерий, риккетсий. После разговора убедилась, что имеет смысл профилактически выпить иверсан. И что за напасть! — на одном из привалов обнаружила на опять же правой голени кругляшок крови; вроде на клеща не похоже, тоже чей-то укус?

Шли мы долго, на 4-м гребне были в 18 ч, а до хижины я доплелась к 19.45. Причём за километр до стоянки был полноводный ручей, сидела девушка и сказала, что на хижине вода еле капает. Я заполнила обе бутылки, а можно было этого не делать — в нескольких сотнях метров от стоянки тоже родник.
Боб поставил лагерь почти впритык к костровищу, я отказалась присоединиться и вписалась среди кустиков ближе к краю поляны, где расположился Николай с компанией. На моём бывшем месте теперь базируются коноводы.

Посмотрела на закат, убедилась, что связь тут не ловит, из последних сил приготовила чай и пюре и в 22 часа с минутами улеглась спать. Так тепло, что почти сразу сняла с себя всё утепление.

18 июля
Около 1 ч ночи что-то разбудило, может быть, хрумкающий конь близко подошёл. Выглянула полюбоваться звёздным небом, пожевала сыра и заснула до начала 7-го. Выпила таблетку, погуляла сначала к воде, а потом с фотоаппаратом и телефоном по окрестным лужайкам. Связь так нигде и не уловилась, теперь только на 6-м гребне.

Я остаюсь сегодня тут — восстанавливать силы и пить иверсан. Хотя погода просто идеальная — ясно и безветренно. Но выходить на высоту завтра постараюсь как можно раньше. Аккем-тур тоже не торопился, ушли в начале 10-го, в 10.10 были на гребне. Стало так тихо, остались тут только мы и четвёрка Николая.
Какие тут разноцветные луга, какое изобилие! Даже простые одуванчики кажутся чудом. Хорошо, что у меня на это прекрасное место целый день, вчера просто не было сил воспринимать.
Поела рис, согрела воду и развела иверсан. Сходила за водой, проводила ребят, они тронулись в путь в 12 ч. У Алины очень лёгкий рюкзак, наверное меньше 15 кг. Договорились встретиться на Текелюшке, если не получится раньше. Они сегодня пойдут на закате на Каратюрек.
Четвёрка молодёжи вышла во 2-м часу. Сегодня активно ходят в обе стороны конные группы — прямиком на Каратюрек и на спуск к Изекерю. Летали вертолёты, кто-то запускал над поляной коптер. А я запечатлевала здешние цветочки. И в палатке пережидаю жару.

Часов в 5 сделала чай. Сюда на ночёвку пришёл алтаец с тремя лошадьми, поняла, что кого-то сопровождает. И точно, в 19.45 (как я вчера) пришла женщина снизу. И больше пока никого — редкое для этого места явление. Потом ещё 3 человека её группы добрались.
Я поговорила с конюхом Аркадием о своей идее забросить часть груза на косогор над Колагашем. Увы, это два коня и два дня — 8 тысяч!

Закат сегодня был совершенно безоблачный.

19 июля
Хоть будильник поставила на 6 ч, проснулась в 5 и стала готовиться к выходу. Старт в 7.35, остальные потом нагнали на 1-м подъёме, который я одолела за час. Не без приключения — при траверсе ниже снежника зачем-то наступила на обледеневший камень и пришлось палкой задержаться. Как раз снизу конники подходили.
Отдохнуть присела, уже пройдя плато до начала следующего гребня. Тут у ручья паслись кони, сняла на видео жеребят.

На 6-м гребне наконец хорошая связь — и с мамой переговорила по Вотсапу, и прогноз посмотрела. Несмотря на то, что вчера Аркадий говорил, что приближаются проливные дожди, и небо перистыми веретенами с юго-запада намекало, изумительная погода всё ещё держится.

Преодолев последний немаленький гребень, в 11.45 оказалась у ребят. Их палатка прямо на обрыве, куда ходят смотреть в сторону Аккема. В районе Гюльдуайры горит лес, интересно, не пожарные ли вертолёты летают вчера и сегодня.
Бросила рюкзак, поразмыслила и отказалась от идеи сходить налегке на перевал. Середина дня, активное конное движение, да и группы пешие уже ходят. Суета…

Перекусила, сняла чудные маленькие цветочки в камнях и панорамы. Спасибо, Алтай, за столько дней ясности и красот!

Боб с Алиной остались завтракать и собираться, а я в 12.50 двинулась вниз. Ну и ну! — тропу кони стёрли буквально в пыль. Чуть спустилась и пропустила вниз конную группу из 16 человек. Очень тяжело было спускаться, да и припекает уже. Почти не отдыхала, пару раз приседала с рюкзаком. Навстречу всего несколько пеших.
Перед бродом нагнала конников, они уже закончили обед. Тут наконец посидела в тени лиственницы. Стоять лагерем тут весьма неуютно.
Сверху спустилась пара, перешли по бревну Текелюшку и стали купаться. А я, видя конкурентов, взвалила рюкзак, перешла реку, залив ботинки и, не останавливаясь на выжимание носков, поспешила занимать стоянку. И была на ней в 15.45, итого 8 часов нелёгкой дороги в 13 км (по Шагомеру).
Для ребят тут тоже есть место. Сходила за водой, ополоснулась. Усталость такая, что гудит всё тело.
Группы опять ходят не по тропе, направляю на путь истинный. Хорошо, что ребят устроила соседняя площадка, а то к 18 ч все нижние стоянки заполнились людьми.
Сил на прогулки по окрестностям и проводы солнца уже нет. А Боб даже соорудил костерок, приготовил ужин. А я в 21.30 уже заснула, наверное.

20 июля
В середине ночи не спалось. Небо усыпано звёздами, очень жарко и безветренно. После трёх изюминок всё-таки уснула до 7.30. Пошла на речку и устроила постирушку. И, поскольку тепло и солнечно, помыла голову прямо холодной водой. Потом прошлась по морене (от нашей стоянки идёт по морене конная тропа, смыкающаяся с той, что проходит через стоянки).
В 9 сделала чай, в 9.45 проснулись ребята. Сходила за связью (оказалось почти километр в одну сторону и с подъёмом через высокие кусты). Смс отправились, по Билайну даже позвонила, а вот инета нету. Вернулась, устала, сварила пюре. А на тропе собрала зелёного лучка на всю компанию.

Небо заволакивает, вокруг солнца гало, ощущение, что давление меняется. У меня в палатке жарко. Матрасничаем сегодня в своё удовольствие.

Фото Б.Волчека

Забыла вчера написать: на спуске сидел ну очень упитанный сурок и не спешил сходить с тропы. А на Кедровых стоянках первыми меня приветствовали пищуха и два гонявшихся друг за другом бурундучка.
С ребятами общались, вспоминали былые походы, Алина пришивала заплатку к порванным Бобовским штанам. После 16 появились первые люди, а в 17.15 наконец тучи пролились небольшим дождиком.
Ходить никуда не хочется, хочется слушать голоса Текелюшки и птичек.
К вечеру дождик пошёл без перерывов и к закату как раз закончился. Солнце осветило окрестности, я побежала на фотоохоту и даже успела увидеть слабенькую радугу.

21 июля
Спала, как будто во вчерашнем ужине были мухоморы — такое нагромождение несуразных снов. Утро облачное, сырое и тёплое. На соседней стоянке группа со спаниелем. А я только сегодня сообразила, что наша стоянка совсем и не Петра, та находится этажом выше и там места для палаток ровнее, но ужасно захламлено костровище.
Выяснилось, что Боре тоже снились фантастические миядзаковские сны — не иначе, наваждение Текелюшки.
Вместе попили чай с баданом. Вообще, здорово, что был костёр, тело пропиталось забытым запахом дымка.
Группа со спаниелем ушла часов в 11, а ребята — около 13, я их проводила до начала подъёма. Есть чувство, что воссоединимся мы до Тюнгура. Боб решил подняться на Рижское по ручью Буревестник. Погода ходовая, но ощущение, что к вечеру вновь соберётся дождь. А мне опять тут так хорошо, что даже в радиалку на плато лень.

Набрала воды впрок на завтра. После 15 пошли люди сверху, я опять работаю «справочным бюро», запрещаю спускаться по Текелюшке. Приятная пара с дочкой идут по maps.me, объяснила им дорогу.
Удалось-таки на морене снять пищух на видео, правда цифровым зумом, но сюжет смешной. А вот бурундучки в кадр не хотят забегать. И с фотоаппаратом походила. Благодать! Погода вновь солнечная, это не был циклон.

Сегодня, похоже, на стоянках только спустившиеся с перевала, да и то — всего три палатки. После ужина погуляла, нашла на тропе шишку и выковыряла два зёрнышка — вкусно! Тут и слева от тропы (если спускаться) есть кедр с костровищем прямо у морены.
Пошла спросить у людей, как там пожар за Аккемом, и в результате пообщалась с очень приятной парой из Кемерова (это они первые сегодня сюда пришли). Ходят хорошо, за 4 дня прошли Ороктойскую тропу. Пожар был несколько дней где-то в Сайлюгемском заповеднике, сейчас вроде дыма нет. Они уже бывали и на Шавле, и на Мульте. Сейчас хотят сбегать на Цветные озёра в радиалку. Обменялись походными историями, в том числе про медведей. Они тоже смотрели канал на Ютубе «Дикие люди» — и уже не испугались на Тухмане лая косули.