17 сентября 2023

2023, Кучерла и Большой Колагаш (3)

1, 2

Кучерлинское озеро, возвращение к Чёрной речке

22 июля
Опять плохо спала, опять во сне путешествовала, на этот раз в какой-то мусульманский городок, но где полно русских заведений.
Утро весьма пасмурное, тент не запотел. Пока не знаю, как распорядиться сегодняшним днём. Дождь можно и тут скоротать.
Начался он в 8.30, как раз люди вверх пошли, успели собраться. После 9 прокричал кто-то: «До свидания!». Может быть, это была кемеровская пара. А погода стала солнечной и я к 11 ч собралась. Пошла по конной тропе, а она оказалась на склоне существенно выше той, по которой я ходила на «переговорный пункт». Ручей на пути высохший, а снежник до сих пор не стаявший.
В районе Тюнгура угрожающе чернело и громыхало. Я поговорила с мамой, она где-то увидела, что на Кучерле сегодня гроза (и не ошиблась!). Шла я по пригоркам неожиданно быстро и пробежала 5 км до начала лесного спуска за 2 часа. По пути было 12 коней и человек 30 встречных, причём очень какие-то люди симпатичные. Женщина из группы с овчаркой (на выходе из леса) даже подала мне рюкзак.
Спуск казался бесконечным, тропа тоже сильно изменилась за эти годы. Хотела попасть на левую по ходу тропу, ведущую к горочке, и даже включала несколько раз GPS. Прошлась по ней — настоящей человеческой — с удовольствием, как бы репетируя будущую прогулку по колагашской тропе. В ручье таки была вода и я набрала обе бутылки.
А потом тропа сомкнулась с нижней у указателя со стрелкой «Тюнгур». Тут я посидела с рюкзаком, и снизу поднялись от Кедровых две женщины (а я сначала думала, что мать и сын, с играющей из телефона музыкой — по-моему, группа «Ноль»). Тучи сгущались, громыхало, медлить было нельзя. И как же вовремя мы доползли до домика! — алтаец пригласил под крышу. Собака женщин уже спряталась от грозы внутри домика. Такой градище, колошматил по железу, все мы снимали это на телефоны, включая алтайца.

Стало холодно, достала флиску. А дождь ещё полчаса, наверное, поливал. И что самое удивительное: над всем этим апокалипсисом разносилось сверху (с моей горочки) женское оперное пение! Сначала мы думали, что почудилось, а потом обладательница голоса сама прошла мимо — молодая девушка. Тут я успокоилась, что не надо в окрестностях домика выискивать чистое место под стоянку — видимо, моя горочка свободна. Лагерь поставила аж к 17.30, значит, путь занял часов 5,5. Так устала, что обошлась перекусом и двумя чашками чая со здешним смородиновым листом. Рядом со стоянкой в кочках никакой воды и в помине, надо будет завтра искать, когда всё подсохнет.

23 июля
Наконец выспалась в ровно стоящей палатке. Я задремала ещё до последней гулкой серии грозы вчера вечером. Было нестрашно, чувствовалось, что молнии где-то высоко вверху. Утром озеро было укрыто одеялом тумана.

Вылезла, несмотря на сырость, поснимать, а потом после завтрака, при солнышке — ещё раз.

Услышала в кустах журчание — кажется, будет тут вода!
В 8 ч в сторону Дарашколя улетел вертолёт. Как хочется, чтобы был жаркий день и высушил всё. Время как будто остановилось. Слушаю посвист птичек, заряжаю телефон. Кажется, и 1-я батарейка фотоаппарата на исходе.
Через час вертолёт полетел обратно. А я незаметно провалилась в сон до 10.30, разбудила жара в палатке. Сделала кофе, выпила с сыром, взяла котелок и кружку — и вода оказалась в 10 метрах от меня! Умылась наконец, опять побродила по траве с фотоаппаратом. На склоне полно дикого чеснока, а володушки не увидела. В кадр попросились гвоздики в капельках.

Дневная сиеста, попытки расслабиться в типа йога-нидре — и стремительное падение в панику: по спальнику прополз клещ! Выкинула его, стала осматриваться. Они такие маленькие, что и сквозь молнию, и через дырочки в дне палатки могут проползти. Вот наказание — весь спуск по Кучерле будет в таком мандраже. Упорный клещ снова пополз по сетке, скинула его и зашила маленькую дырочку рядом с молнией.

По другую от домика сторону вчера видела палатку; видимо, их собака без конца кого-то облаивает. Утром после лая даже прогремел не то выстрел, не то «сигнал охотника». Ещё из звуков — бензопила где-то на базе, катер, снова вертолёт.
Собиралась погулять на морену, а теперь боязно вылезать из палатки. Придётся одеваться по правилам и погулять ближе к вечеру.
Перед ужином в 17.40 всё-таки вышла на прогулку. На морене кислица едва угадывается. Кстати, на камнях видела чёрный помёт разного калибра (мишка? сурок?). Чтобы дать небольшую нагрузку ногам, сходила до домика и обратно. На склоне взяла несколько пёрышек листового лука к пюре.
День волшебный. Кемеровцам повезло с радиалкой. Интересно, где сейчас ребята.
Около 19 ч сделала чай. Мимо палатки прошёл с котелками алтаец в тельняшке. Надо же, есть вода, а я думала, к вечеру высохнет. Сказал: «Выше всех забралась!». Я спросила про какашки на камнях — есть тут медведь, говорит.
Кто-то ходил и истошно звал потерявшуюся Аню [потом выяснилось, что она преспокойно спала в палатке].

24 июля
Под утро разбудило шуршание, проваливалась в калейдоскоп снов. Приснилось, что опаздываю на автобус в горы и судорожно собираю рюкзак. Очнулась в 6.15. Небо с облаками (а ночь была звёздная), сразу стала собираться. Попрощалась со стоянкой около 8 и спустилась в домик к алтайцам на чай (ещё вечером пригласили). Валерий кажется знакомым. У них были и пирожки, и баурсаки, но я выпила только полчашки кипятка и отдала упаковку пастилок.
Вышла в путь около 8.30. Как приятно идти по сухой тропе! Впереди маячили двое с синими чехлами на рюкзаках, когда догнала, оказались мои кемеровские знакомые — Лариса и Игорь. Они смогли вчера только до Зелёного озера дойти — у Ларисы заболела нога. Похоже, они на подъёме пересеклись с Борей и Алиной. А стояли они тоже на горочке. Сказала им имя своего канала на Ютубе.
Много людей идёт в обоих направлениях. Слегка парит, но хорошо, что можно идти без кепки. Нечасто приседала с рюкзаком, добралась наконец до моста через Текелюшку. Посмотрела, как перешли два спортивных парня, отдохнула и прошла тоже. А вот стоянок на правом берегу не оказалось, но я и раньше подумывала пройти сегодня подальше. Наконец закончился участок выломанных лавиной деревьев и всяких ручейков, и тропа привела к уютной стоянке с опавшей прошлогодней листвой. Прошла 11,3 км за 4 часа.
Пока нет людей, побежала на реку мыться. А потом поснимала Кучерлу.

Забыла вчера написать: в дело пошёл альбуцид, а то на левом глазу что-то вроде ячменя чувствуется.
То ли на смену погоды, то ли от усталости, то ли от гула реки, всю вторую половину дня борюсь с сонливостью. Сделала чай с перекусом, погуляла по тропе.

Кто-то бросил подберёзовик на дороге. Походила по окрестностям, грибов не нашла. Тут место берёзово-елово-сосновое. И очень много кустов смородины, жимолости, ковёр брусники (но она только цветёт).

25 июля
Спасибо месту, оказалось не мышиное. Проснулась в 7-м часу, к 8 позавтракала. Вышла в 9.45, чуть прошла — ха-ха, идёт Коровяковский впереди своей группы, с топором наперевес. Пожелали друг другу хорошего похода. Без перерыва прошла почти 1,5 часа, идти приятно. Совсем позабылась тропа за 18 лет. На ручье, где на стоянке большое бревно (таки это моя фото-речка?), перекусила, сняла кадры на память.

Поляна Изекерю — целое хозяйство (коровье стадо было не доходя, у развилки на Каменную хижину). На подходе как будто уловился запах лепёшек, но идти за ними не стала. В отличие от группы, которых должна была забрать машина, но видимо они не дозвонились и пошли до Елани.
А я зашла на базу у моста спросить, где же рекламируемая связь. Обедали алтайцы, занятые или тут на стройке, или на кабаржатнике, один показал мне спутниковый коммутатор, что ли. В общем, такое место, скажем прямо, испоганили.

С радостью вернулась с дороги на тропу. Стоянка на Чок-Чоке мне не понравилась, прошла чуть дальше и расположилась на берегу протоки Кучерлы. Ничего, что вокруг сломанные деревья и тропа рядом — сегодня я тут, честно прошла 10 км.

Вымылась и постирала, но сушиться мешает слепой дождик. Перевесила майку с верёвочки на сучки дерева, как делала Алина на Текелюшке. Да, с глазом моим от альбуцида ненамного лучше, рискнула применить эритромициновую мазь. Вроде без побочных реакций.
Какая же в Кучерле вкусная вода! Какая же завораживающая бирюза у этой реки!
Газового баллона из Декатлона (Tourist) хватило на 10,5 дней. Маловато…
Где-то слегка громыхало, я на всякий случай принесла с тропы несколько камней для укрепления палатки. Стирка практически высохла, даже при облачной погоде.
В 18 ч чай, в 19 — ужин. До сих пор ходят люди по тропе.

26 июля
После 1 ч ночи была небольшая гроза, здесь практически сухая. Не спалось часов до 4, а потом опять провалилась. Вышла в начале 8-го в кустики и, как знала, — проскакали конники, а я без штанов! Спряталась за берёзкой.
Всего 12-й день похода, а уже мысли о куриных ножках… Хочется чего-то белкового, мышцы подсократились в размерах.
Старт в 10 ч, тропа прекрасная. Каково же было моё изумление, когда я увидела впереди несколько УАЗиков, джип, кучу народа — у МОСТА.

Ещё один, свежевыстроенный, чтобы не зависеть от кабаржатника. Народ усиленно селфился на мосту, а мне почему-то было грустно.
Осыпи за эти годы весьма увеличились. На уровне «стоянки с радугой» на противоположном берегу увидела забор — наверное, начало территории кабаржатника. Кстати, сверху потом видела, как по дороге возвращались трое с рюкзаками.
Забыла написать: перед выходом сходила с фотоаппаратом снять «привет» моим кадрам 1996 г. — жёлтые и голубые блики на утренней Кучерле.

У петроглифов река как-то катастрофически разливалась, остатки деревьев, сухие русла — интересно, каким образом отвели воду от тропы (как сказал Валерий).

После развилки на Куйлю первые встречные — профессорского вида дядечка, видимо с сыном и внуком. Потом семья с девочкой.
У стоянок на Кучерле была через 2 ч, сделала получасовой отдых с «Барбариской» и потом за час доплелась до Чёрной речки. По пути приветствовала Аркадия с пустопорожними конями. В 13.45 поставила у лиственницы палатку и наконец связалась с мамой. Потом даже 4G-интернет возник и можно было пообщаться и с мамой, и с друзьями, даже фото и видео отправить.
Подзарядила телефон, посмотрела прогноз: 29 июля в Тюнгуре может быть сильный дождь, но это неточно.
До 8 вечера мучилась от жары, ходила к речке, в тень лиственницы. Уже и клубника не радует.

Когда ела суп из котелка, сидя на камушке у палатки, мимо проехал один из алтайцев с озера и крикнул в шутку: «Угости!». А вверх по Чёрной речке днём поехал мопед.
Всё-таки не удержалась и посмотрела в Телеграме новости за все эти дни, попивая кофеёк — он на меня действует усыпляюще.

Посмотрела на четверть луны, закат с перистыми облаками. На ночь послушаю колыбельную стрекочущего луга.