17 сентября 2023

2023, Кучерла и Большой Колагаш (4)

 1, 2, 3

Отдых в Тюнгуре. Начало второго похода, подъём на косогор

27 июля
Вот этого я не ожидала: на таком ровном и вроде не мышином месте совсем не выспаться. Может быть, сказалось погружение в новости последних десяти дней, которые я перечитала перед сном.
На небе облака, росы нет, но жарко и по Елани нет желания тащиться.




И небеса меня услышали: за полчаса дошла до Берткемского моста, и буквально через 10 минут меня подобрал УАЗ с водителем Василием, служившим в РВСН. Попросила довезти до Высотника. Вышла в 8 ч, а около 9.30 уже отзвонилась с поляны маме. Тут вайфай только в столовой. На моё счастье, есть номер в гостинице за 2500 с завтраком, но заселения ждать до 14 ч.

Вежливое объявление в туалете


Походила по базе, сходила к обмелевшей Катуни, поговорила с Галиной. Она за все эти годы не меняется, всё такая же спортивная. Она тут живёт и зимой, и летом, а в межсезонье решает вопросы в Питере.
Народу на базе очень мало, гостиница пустая. Очень раздражают вертолёты (их тут два, кажется), курсирующие по несколько раз в день. Ну и, эх… — я стала свидетельницей крушения МИ-8, возившего людей к Белухе (кажется, именно их я видела выходящими из микроавтобуса, когда утром пришла на базу). Это произошло часа в 2, я уже заселилась и успела вымыться. Раздался странный шипящий звук и крики «упал!». Все побежали, и я тоже. Взрывались баки, я видела двух мужчин в лоскутах одежды и двух женщин, одна из которых хромала; у всех пантенолом обработаны ожоги, все в шоковом состоянии. Скорые примчались через час, и пожарные тоже. Галина предлагала этим легко пострадавшим коньяк. В конце концов соседний такой же МИ-8 от АлтайАвиа забрал тяжёлых в Усть-Коксу, где их ждал борт санавиации. Все гадали, сколько всего было людей на борту и сколько погибших. В интернете к вечеру официально сообщили: 3 пилота и 13 пассажиров, четверо погибших и четверо сильно обгоревших.
Тяжкое состояние, все придавлены случившимся. Ужинала опять в кафе-аиле, поговорила с хозяйкой — на всей стороне напротив Высотника света нет, и линию будут чинить после окончания следствия. В гостинице не стало горячей воды, вовремя я успела принять душ.
В аиле кормят на убой, огромные порции — и всё в меня влезло!


Утром 10 вареников со сметаной, салат «Витаминный» и травяной чай (400 р.), а вечером — очень сытный овощной суп, спагетти и тот же салат. А на ночь приготовила себе кофе на горелке.
Перед сном ходила на закат на Катунь. Видела ванночки, но купаться не хочется, как ни странно.







К вечеру 2-й этаж гостиницы заполнился приехавшими с Аккема, а на моём этаже ощущение, что я одна.
 
28 июля
В комнате было душновато, укрывалась только покрывалом. Проснулась в 7-м часу. Погода пока без дождика. Упаковалась, умылась и после 8 ч пошла завтракать. Смешно: плошка вкуснейшей пшённой каши, кусочек сыра и хлеб с маслом, кусочек помидора и два ломтика яблока, чайник травяного чая с плошкой черничного варенья! И тут девушка-официант спрашивает: «А второе вам приносили?». Боже, ко всему этому ещё 2 сырника или блинчика со сметаной. Я выбрала блинчики и не стала запихиваться, 2-й блинчик забрала с собой.
Извинилась перед горничной, что спущусь с рюкзаком в ботинках (в гостинице просят обувь внизу оставлять). Постояльцы поинтересовались весом моего рюкзака.
Пошла в «Зелёный дом» после 9. Зрелище пепелища и покоцанного столба ЛЭП удручает. Как можно было тут заходить на посадку…
На базе тишь, уже есть спелая малинка. Таня определила меня в кемпинг, отдала заброску, и я долго ею занималась. Тем временем, снова жара и предгрозовая погода.
Река-приток высохла совсем, до русла Катуни в тапках было идти неловко. Опять купаться неохота. Собрала чабреца на чай.
Боб позвонил бодрым голосом с Елани — они меня там искали. Через часа 1,5 приехали, весьма исхудавшие и довольные 100%-ным выполнением программы. Конечно, они и были «дедушка с внучкой», которых встретили кемеровчане. Град 22 июля застал их на тропе вдоль озера (это худшее, что вынесла Алина из этой части похода, — сплошной курум и бурелом). На Рижском были сутки, спускались, срезая к горке, и опять добрались в темноте только до ночёвки на смотровой площадке. Кучерлу прошли за 2 дня, встречные парни, которые вчера днём уходили с «Высотника», рассказали им про вертолёт.
Вместе пообедали традиционным меню — сырники, салат, лепёшка (которую я буду есть дня три). В комнате их в доме в жару прохладно, а у меня в кемпинге наоборот жарко. Наговорились, и ребята погрузились в свои телефоны.
Электричество дали как раз перед возвращением ребят. До вечера ничего особенного не происходило. На ужин я не пошла, сварила у себя пюре и чай из зизифоры (и зря, эффект ещё хуже, чем от чабреца).
С гор спустилась группа альпинистов МФТИ, ходили четвёрку (Буревестник, Урусвати, Кара-Оюк, где одного участника побило камнем, Делоне радиально и Каратюрек, вместо Менсу). Очень милые ребята, я даже почти успела продать свою ненужную палатку Tramp Bike 2 (но потом выяснилось, что жена покупателя против).
К вечеру натянуло грозные тучи, были порывы ветра, и я на всякий случай опустила пологи всех окошек моего кемпинга.
 
29 июля
Из-за вечернего чая 4 раза пришлось с фонариком ходить в туалет. Утро сырое, но без дождя. Ощущение невыспанности — не надо было среди ночи читать о покойной организаторше этого вертолётного круиза и «работе с Белухой».
После 7 сделала чёрный чай с сыром и лепёшкой, в 8 пошла в дом подзарядить телефон, а ребята уже в сборах. Алина собрала жимолость на варенье, отдам как раз ей излишек сахара.
Поговорила с Сергеем на удручающую тему торговли Белухой. У Татьяны новостей про трансфер пока нет, уверяет, что уедем.
Ребята позавтракали в кафе, а потом вместе попили на веранде баданово-шалфейный чай. Отправились гулять в Тюнгур в дождевиках. Успели дойти до дальнего магазина, я купила два помидора и огурец, влажные салфетки и ванильный пломбир. Пошёл дождь, переждали его под крышей. Недалеко от магазина этнографический музей, у входа огромный камень-жёрнов. Было закрыто и телефон не ответил. Пошли обратно, ребята докупили необходимое в ближнем магазине.
Катунь с моста просматривается до дна, красиво катит, зелёная. Оказалось, что возле кафе-аила новое здание музея, и там теперь было открыто и внутри толпились люди. Но так как при входе надо было снимать обувь, а Бобу этого не хотелось, решили сегодня обойтись без музея. Зато провели для Алины экскурсию по «Высотнику».
Тут и 14 ч, время подкрепиться в кафе-аиле. Я взяла суп, спагетти и огуречно-помидорный салат, а ребята кроме супа и салатов — овощное рагу. Очень вкусно всё, даже квас, литр которого прикупили ребята.
Медленно побрели на базу. К месту падения вертолёта приехали зеваки, ходили по пепелищу.
Ужинать в кафе я не стала, снова сварила себе пюре и кофе с лепёшкой (ещё на завтра кусок останется). Огурцом поделилась с ребятами, мне много.
На закате пошли через отмель к Катуни, поснимали. Облака развеиваются, тепло, но прогноз обещает прохладную ночь.
















Фото Б.Волчека

Фото Б.Волчека




СиМ долетели и доехали до Архыза, интересно, куда пойдут оттуда.
У Боба с Алиной кемпинг рядом со мной, там две низенькие довольно мягкие кровати, но нет места для рюкзаков полноценно расположиться. Алина сварила из жимолости варенье-пятиминутку, оставит в камере хранения.
Боб купил себе очередную футболку с рисунком, напоминающим графику Таракая.
 
30 июля
Я выходила ночью пару раз, а Боб переплюнул меня и рекордно бегал в туалет раз 7. Думаю, это из-за сырости — Тюнгур в тумане, только после 9 развеялось.
Ребята позавтракали в кафе, я доела овощи и лепёшку и ещё «Быстровым» подкрепилась. Собрались, я сбегала сфотографировать цветник с васильками. Даже чёрный котёнок Фёдор попал в кадр.






В 10 подъехал Сергей на открытом УАЗе — сбылась Борина мечта! А я села в кабину и беседовала с водителем.


Незаметно доехали до развилки на Колагаш (за 1000 р. с носа), и в 11 мы пошли неспешно, охотясь на поспевшую красную смородину. Малины пока практически нет. Я была впереди, ребята для меня собрали немного почти спелой чёрной смородины.
Шлось относительно легко, вопреки моим опасениям — сказывается акклиматизация и достаточный отдых на базе. Опять жарко, даже по открытым участкам иду без кепки.
Миновали новый домик с синей крышей. Поляны с трактором и другой техникой не обнаружили. И неожиданность — уже ближе к верху припаркован УАЗ «Новосибирск-Барнаул-Тюнгур» — «Дети дяди Пети». Наверное, приехали порыбачить.
Шли размеренно, сами собой получались переходы по 40-45 минут. На привалах я включала GPS, обрадовались, когда выяснилось, что до стоянки меньше километра. И к 15.30 были на месте. Опаньки — а на запланированном для стоянки месте на косогоре палатка больно знакомая и пёс нас облаивает. Я предположила, а когда после установки лагеря поднялась к парочке — и убедилась, что это «Дикие люди» — Наташа, Тарас и австралийская овчарка Марс, который сильно нервничал, да и я не сразу решилась подойти погладить.
Они собираются дней на 10 в нашу сторону — порыбачить, акклиматизироваться, а потом планируют большой поход по Укоку. Обсудили медведей (к ним раньше на Абиак наведывались). Оказывается, Тарас с 2000 г. ходит на Алтай. Они из Тюмени.
Боб сделал совместный травяной чай, потом костёр для души уютный.





В 19 пошла варить гречку, а они сегодня ужинать не хотят. Но всё-таки сделали еду.
На закате гуляла сначала вдоль косогора к домику, а потом на перевальчик — проведать сосну на скале.






















Комментариев нет:

Отправить комментарий