17 сентября 2023

2023, Кучерла и Большой Колагаш (1)

2023 год, июль—август

Катунский хребет
1) Тюнгур — р. Кучерла — р. Куйлю — водораздел Кучерлы и Аккема — истоки р. Текелюшка — оз. Кучерлинское — р. Кучерла — Тюнгур
14 дней, пройдено ~94 км (+14 км прогулок в Тюнгуре)*

2) Тюнгур — р. Большой Колагаш — 1-е верхнее озеро Большого Колагаша — озеро 2390 м (радиально) — р. Большой Колагаш — р. Кучерла — Тюнгур
13 дней, пройдено ~70 км (+8 км радиально)*
* Расстояние измерено с учётом горного коэффициента и приложения «Шагомер».

(1) Долгая дорога в Тюнгур. Елань — верховья Куйлю

Прошло десять лет с моего последнего тюнгурского похода, и до чего же я соскучилась по Кучерле, её бурным бирюзовым водам! Как давно не бродила по берегу стремительной зелёной Катуни! Кроме того, хотелось наконец попасть в верховья левого притока Кучерлы — Большого Колагаша, прекрасные виды водопадов и озёр которого манили ещё с 2005 года, когда я впервые увидела фотографии в интернете. Кое-кто из друзей побывал там уже не один раз, а я всё не решалась на сольный поход в долину, где совсем нет связи. И вот планы совпали, я изменила своей привычке ходить в одиночку, продумали с друзьями маршруты — и поехали в Тюнгур сразу на месяц. Два похода с относительно нетяжёлыми рюкзаками, с отдыхом и восстановлением на турбазе между походами, с автозаброской по урочищу Елань (чего со мной раньше никогда не случалось!). Изумительная погода в первые две недели, море цветов, тёплые звёздные ночи, по-домашнему уютные любимые стоянки… И второй поход, полный неожиданностей, интересных встреч, почти ежедневных дождей (под девизом «но это не циклон»), суровых пейзажей и нежных красок.

Долгая дорога в Тюнгур. Елань — верховья Куйлю

10 июля
Итак, мой первый старт на Алтай из Зеленограда. Едем с Бобом и Алиной аж на месяц: 14 дней на Кучерлу по верхам и 14 дней на Большой Колагаш (хотя поначалу были мысли перебраться в Мульту и сходить на Куйгук или Акчан). У меня столько груза, что пришлось за день до отъезда смотаться на Ярославский вокзал и заложить в камеру хранения пакет с заброской и рюкзачок с едой в поезд.
Выехала заранее, в 14.32 уже была в электричке. Забрала вещи из камеры хранения и даже не успела посидеть долго в зале ожидания, как приехали ребята с провожающими — Маша Б. и Денис, который не только в вагон меня посадил, а и закинул с размаху мой 21-килограммовый рюкзак на третью полку.

Фото Д.Устюжанина

Приятно, когда тебя провожают

Попутчицы с нижних полок были с небольшим багажом, но всё-таки закочевряжились, когда я предлагала положить рюкзак поперёк, под стол под ноги. Они сёстры из Павлодара, ездили в Крым и сейчас ехали до Омска. А на другой верхней полке ехала девушка до Перми, которую потом сменила девушка до Новосибирска, идущая в конный поход; тем не менее, с собой у неё был не рюкзак, а чемодан на колёсиках.
Поезд отправился в 16.50, вагон новенький, с душем в одном из туалетов. Но влезать на верхнюю полку стало не очень удобно (нет диагональной перекладины), а ещё окна стали ниже и смотреть в них с верхней полки тоже неудобно.
Мы брали билеты в разное время, поэтому у меня был 12 вагон, а у ребят 14-й, купе у туалета. Прогуливалась к ним регулярно, но долго выдержать там не могла — с ними до Омска ехал «дзен-дедушка», который гнал пургу и очень требовал внимания к себе. Ребят он развлекал коанами и мудростями своей бабушки. У него был посох из двух палок, он неважно видел и, наверное, слышал.

11 июля
На Урале на редкость летняя погода; ехали вдоль Сылвы — никаких таинственных туманов. За Уралом вообще была аномальная жара. В Екатеринбурге были в 9 вечера.

12 июля
На стоянках я выдерживала не более 5 минут прогулок — настолько жарко, на солнце все 40 градусов. А в вагоне кондиционер работал хорошо, не замораживал пассажиров. В Омске я проводила сестёр, и Боб спустил вниз мой рюкзак. А сели, тоже до Новосибирска, бабушка с девочкой. Девочка оказалась очень милой и забавной: то мычала что-то типа «о-ом-м», то заявляла: «Чистота требует жертв, и красота требует, и темнота требует. Всё требует жертв!».
В Барабинске я выскочила за мороженым, пломбир оказался вкусным и очень уместным в этой жаре.
Начали сборы заранее, в Нск поезд пришёл вовремя, в 18.11. Очень хорошо, что на 1-й путь и была открыта калитка в город. Дотащились до стоянки машин, и буквально за 5 минут приехало вызванное Алиной Яндекс-такси: большая легковушка с водителем-среднеазиатом. Все наши рюкзаки уместились в багажник. Около 19 уже были на месте посадки автобуса от фирмы «Сто ветров» (трансфер мы оплатили заранее).

Посидели во дворе соседнего дома на детской площадке. Подходил с «политинформацией» странный бородатый тип, что-то вещал о смене власти в стране и будущем Госбанке. Хорошо, что отстал быстро.
Я позвонила в фирму сообщить, что мы здесь. К 19.30 пошли на посадку, но там грузили сначала коробки. Вышел симпатичный хозяин, Денис, удивился, что мы в офис сразу не зашли. Мы с Алиной сбегали в туалет в здание и заглянули в офис, а там столпотворение туристов и духота. В автобусе до Усть-Коксы 3 группы плюс ГАЗель на Шавлу.
Довольно быстро загрузили рюкзаки и тронулись чуть позже 20.00. Нск огромен! Высотки, стройка дорог, видели строящийся мост. На закате проезжали Обское море, Бердск. Первая остановка через 3 часа возле гостиницы «Грань Алтая».

13 июля
В Новоалтайске у «Облепихи» сели оставшиеся туристы (в каждой группе по 16 человек — на Мульту, к Белухе и на Алла-Аскыр). После каждой остановки девочки Вика и Настя, студентки-практикантки, дотошно по несколько раз пересчитывали пассажиров.
Автобус конечно комфортный — сиденья откидываются и отъезжают по ширине, кондиционер дул не слишком, но за всю дорогу поспать почти не удалось. Провалилась где-то перед Маймой. А в Сростках (в 2 ч ночи) сбегала в космически шикарный туалет, а потом купила печёный пирожок с капустой (и ребят сагитировала). Очень вкусный, но одолела половину.
Постояли немножко на Семинском перевале, поворот от Туекты возник неожиданно быстро. В Усть-Семе было очень туманно — на рассвете клубились облака (нам ещё в Сростках почудились сполохи молний), но на самом деле погода яснейшая и жаркая.
В Усть-Кан въехали в начале 9-го, но вопреки обещанию, не сделали остановку на еду, а только минут на 10 в туалете на выезде. Я наконец решила загадку — что же показывало табло в автобусе кроме времени и даты (на день раньше). Третья пара цифр, как я и догадалась, — температура и влажность в салоне.
Дорога теперь — почти везде асфальт, Ябоганский и Кырлыкский перевалы проскочили незаметно. Кокса зелёная, не успели оглянуться — уже и Громотуха, и Усть-Кокса. Высадились на базе «Колобок» в начале 11-го — итого 14 ч, но очень утомительных.
Как я и предполагала, на турбазе многолюдно, туалеты неопрятные, инструктор врубил попсу на колонке — в общем, мы сразу решили, что надо двигать в Тюнгур. Администратор Анастасия вызвонила местного таксиста Романа на белой машине, он приехал минут через 40, Алина ещё успела выпить чай в кафе.
Доехали с ветерком, всего за 3500 на троих, прямо к калитке «Зелёного дома». В 13 я уже разговаривала с мамой из палатки. Жарко, проблема найти тень. Я поставила лагерь в тени берёз на пути к протоке Катуни и то и дело ходила к реке охлаждаться. А ребята расположились рядом с палаткой арзамасца (у которого не сложился поход на Белуху и он ждал к 15 июля возвращения группы).
Попытки поспать в палатке провалились. Вытащила пенку на траву, может быть, дремала пару минут — нет, придётся ждать ночи.

Заказали на базе в кафе ужин, а оказалось, что можно не ждать вечера, а пообедать. Тарелка овощного салата, два сырника со сметаной и морс. 350 р. всего и очень всё свежее и вкусное. Решили это же меню (но с чаем) повторить на завтрак.
Ходили вдоль берега, Алина даже окунулась. Боб думал было перебродить на остров, но воды много в этом году, а камни скользкие. Так что они ходили купаться поодаль, а я только частями споласкивалась.

Вечером немного поснимали на закате.

Фото Б.Волчека

Народу на базе мало. Татьяна Замчалова очень милая, с располагающей улыбкой.
Поскольку прогноз на завтра сулил дождик с грозой днём, я предложила выезжать на Елань до него.

14 июля
Выспалась отлично. После завтрака ребята побежали в магазин за рисом и гречкой. Чуть позже я прогулялась к мосту, сняла прекрасную Катунь и потелепалась обратно.

Уже жарко, и к палатке солнце рано подобралось.
Отнесли заброску. Камера хранения в отдельном домике, увидела пакет с фамилией знакомой — «Дима Борисенко». Это ещё один завсегдатай Алтая с Таисией Трепалиной. Он даже Женю Кац очень давно водил на Алтай.
Таня записала в журнал наши данные, и мы поехали на Ниве с Сергеем (хотя Боб очень желал аттракцион на открытом УАЗике). Дорога поднимается прямо от «Зелёного дома», пролетела незаметно. Выгрузились у моста, под дерево, погуляли к Кучерле.

Тучи начали сгущаться в верховьях. Я вышла первая в 14.15 и с большим трудом дошла за час до Чёрной речки. Отсюда как раз ушла большая группа — наверное, «Сто ветров» обедали. Только нашла место под палатку — закапал слепой дождик. Чуть позже подошли ребята — они по пути успели пофотографировать и поесть клубники. А я попаслась тут, перейдя речку в тапках.
В 16 ч пришла первая волна грозы, потом вечером было ещё две, гром раскатывался эхом.

Сверху спустилась конная группа, извозчики, а вот пеших мало — не насчиталось за день и десяти человек. Наверное, теперь все уезжают от Изекерю по дороге.
Странно, но фотографировать пока не хочется. Возле Бобовской палатки куст крапивы «дымил» пыльцой, но видео я не сняла.
После 21 ч солнце подсвечивало розовым грозовые облака, но шёл дождь и мы уже были в палатках.

15 июля
Сегодня надо пройти 6,5 км до Куйлю, но раннего выхода не получилось: сыро, облачно... До 10.50 собирались, сушили палатки, а тут и жаркое солнце. Клубнику по пути едва пощипали, набрали немножко чабреца и смородинового листа.
На 1-й стоянке на Кучерле побыли долго, поснимали.

Тропа конечно грязная, но бывало и хуже.
От развилки до косогора ползли тяжело, Боб едва не ушёл перед самым косогором направо к петроглифам, а я пошла по конной.

Отдохнуть под лиственницами долго не удалось, так как с Колагаша надвигалась гроза. Небо сегодня с нами играет — стоит надеть дождевики, как дождь утихает.

Ещё на спуске к Кучерле навстречу прошла та самая группа восходителей на Белуху за 7 дней от фирмы «Странник», которую поджидал арзамасец на базе. Действительно, крепкие мужички. А в нашу сторону прошла только маленькая конная группа с симпатичным конюхом, который сказал: «Погода сегодня тренирует — одеться/раздеться». Мы как раз делали очередной привал под деревом.
Выше охотничьего домика навстречу сбежала отара баранов и козлов с пастухом и овчаркой. Перед самой стоянкой уже шла еле-еле, ребята уже сидели на месте конной стоянки. Я сразу пошла к своему месту под кедром.
Тут [поблизости] теперь туалет-будка и три бака раздельного мусора. На дереве повязаны разноцветные ленты. Конники встали в деревьях у Куйлю.

Возле моей стоянки цветут фиалочки. А
 на тропе сегодня видели первый жарок.

16 июля
Ночью посмотрела на звёзды. Вообще, спалось не очень крепко. В 6.10 выпила таблетку и до 7.30 додремала. Погода непонятная, с запада тянутся перистые облачка, росы нет, палатка сухая.

Сделала все утренние дела, поела рис с изюмом и решила выходить первая. Опять не рано — 11.15. За 2 часа дошла до моей бывшей стоянки [2012 года]. Тут напротив костровище и место под кедрами.

А через ручей, который тут успокаивающе журчит, ещё одно место под палатку. Ребята пришли ещё через 2 часа, перекусили и пошли на склон по тропе пофотографировать. Решили всё же подняться на ночёвку к скалам 1-го гребня.
Тут нормальная связь, удалось даже отослать на mos.ru показания счётчика и посмотреть прогноз на Белуху. Сегодня там ветер 60 м/с, не зря мне не хотелось сегодня наверх. Но погода пока отличная. Тут очень уютная кедровая роща с жарками и баданом.

В 17 выпила чай, а к 19 ч солнышко уже не так нагревает палатку, можно готовить ужин.
К вечеру ручей Куйлю притих, шелестит еле-еле.

На закате погуляла, спугнула в кустах змею
 (?), собрала чуть-чуть бадана.

Вернулась к стоянке, а тут у костровища некто шныряет и шуршит. И пришлось мне, ради спокойной ночи, бегом переносить палатку на место через ручей. Как раз в это время солнце коснулось горизонта.
В сумерках рявкала косуля очень близко, я ей посвистела в свисток в ответ.