17 сентября 2023

2023, Кучерла и Большой Колагаш (6)

 1, 2, 3, 4, 5
 
Два дня на верхнем озере

5 августа
Отлично выспалась до 6. Небо только подкрепляет моё желание переехать сегодня на озеро. Ясно с облачками, в стороне Тюнгура вообще всё прекрасно. В 7 позавтракала, к 8 собралась, попрощалась и вышла. Солнце вышло из-за горы, когда была уже на косогоре. За 40 минут дошла до верха водопадов, поснимала. Вся переправа ещё в тени.











Надела «фонарики» с твёрдым желанием не прыгать по камням, а идти по воде. Ну, и это желание вывело меня по конному броду совсем не туда, а правее условной тропы. Ботинки уже вымокли насквозь, когда с верхней стоянки ко мне на подмогу пошёл в кроксах мужчина. Сначала махал, потом говорил куда шагать и в конце концов взял и перенёс мой рюкзак на островок, приговаривая: «Будем учиться ходить по камням». Словом, спас! До выхода на тропу осталось уже немного. Туры всё-таки больше ориентируют конников, Боб был прав.
Дальше поднималась без остановок и к 10.30 поставила палатку на траве. К воде спуск сквозь кусты. Недалеко от меня пасутся два коня, а остальные из конной группы — высоко на склоне. Лагерь конников в конце большого озера. Двое и трое из этих туристов ползли на склон.





Вскоре мой спаситель с женой дошли сюда, я поблагодарила их батончиком, поговорили. Они из Нска, хотят посмотреть, как правильно подниматься на пер. Красного камня, сходят к пер. Колагашскому. Не первый раз тут, думали идти на Дарашколь, но рюкзаки слишком тяжёлые («любим покушать»). «Диких людей» они тоже смотрели. В 2015 г. здесь были считанные люди кроме них, а теперь такой аншлаг.
Навстречу им шёл коновод, я и с ним побеседовала. Уходят завтра, может быть за один день дойдут до базы «Вита», откуда стартовали. Сказал, что кружки, которые я видела на конной стоянке после 2-го озера, действительно смяты медведем.
Тем временем по склону травянистому поднимались Боб с Алиной, я им покричала и помахала. В 13.20 они уже, похоже, начали спускаться. А я снимаю пока из палатки — надо подождать, пока подсохнут ботинки. Может быть, вечером погуляю.
















Люди, которых я видела на крутом склоне и которые там застопорились и спускали камни, оказались троицей конных туристов (красное пятно — это была куртка, а не футболка Алины). А ребята не очень высоко по травяному склону поднялись и в 15.20 уже пришли ко мне. Где-то за холмом видели целое поле аквилегий.


К нам на сапе подплыл мальчишка, искал эту троицу.
Я рассказала о своих злоключениях на броде, и Боб решил меня 7-го числа в 17 ч поджидать там, чтобы перенести рюкзак. Но ботинки, возможно, я снова залью, если последнюю протоку не перепрыгну.
Когда солнце прячется, весьма прохладно. Ботинки снаружи подсохли, а внутри пока мокрые.


Сняла «индейца» на сапе, тут и троица прошла мимо палатки, я их расспросила про пути на озёра. К сожалению, на Голубое они не ходили. Два парня и девушка, приехали на своей машине через всю страну за 4 дня (Сочи-Краснодар). Парень в красной куртке — пилот, сказал, что в стране нет законодательства устраивать вертолётные экскурсии. Считает, что разбившийся МИ-8 не должен был выполнять манёвр. И при этом сам он проводит подобные экскурсии.



Парочка, которая лезла на склон утром, через 7 часов вернулась — наверное, дошли до самого верха.
Как же тут тихо! Завтра конники уйдут и человеческие голоса тоже стихнут. Пара новосибирцев и Наташа с Тарасом стоят где-то в районе 2-го озера. А ниже меня, говорят, поставили палатку какие-то дедушки.
К ужину из серых туч стало накрапывать. Ботинки почти высохли, надеюсь на завтрашнюю прогулку.
В 19.30 на озере волны вспять и ветер снизу загнал уже дождик поосновательней.

















Рядом с палаткой топочет стреноженными ногами конь. Он долго чесал о большой валун то шею, то круп.
 
6 августа
Утром светила луна сквозь облака, звезда (планета?).




Неспешно позавтракала, собрала штурмовой рюкзачок, заменила батарейку в фотоаппарате и вышла в 8.30. Конники уже паковались, вчерашние исследователи Голубого озера (назвали Сапфировым) сказали, что ничего там сложного нет и они поставили пирамидки.






Тропа вскоре привела к «Диким людям», Марс всё так же лает на прохожих. Они вчера гуляли на озёра выше Чёрных, очень круто и тяжело.











Потом я дошла до новосибирцев и ещё раз уточнила путь: вдоль ручья до мутного озера, а потом правее снежника, общий набор метров 300. Идти было несложно: по траве, по ложбинкам с тающими снежниками, синим морем аквилегий, норами сурков. Один даже в кадр попал.

















Дойдя за 2,5 ч до озера и глянув на дальнейший путь, решила в одиночку не рисковать. Да и тут вдруг задул ледяной ветер, а в небе пугала линза и тёмная тучка правее.






В общем, без отдыха пошла медленно обратно, тем же путём. На склоне по направлению к леднику перевала Большой Колагашский появились новосибирцы — у них ярко-оранжевая одежда, видно издалека.











Наснимала много кадров, увидела цепочки озёр и удовлетворилась полностью. А тропа преподнесла подарок — два подберёзовика (один я взяла себе, другой оставила для ребят). Вскоре на меня вышли Боб с Алиной, я им рассказала о своём фиаско. Полезли они не так, как я предлагала, а как помнил по предыдущему разу Боб.
С Наташей снова поговорила, они будут тоже числа 8-го спускаться. Когда я сказала, что на озеро пришли рыбаки, Тарас встрепенулся, а то у него все лески порваны, не идёт рыбалка. Рыбаки переместились на конную стоянку и ловили на шумах. Я с тропы видела и слышала встречу — и они тоже знают, кто такой Тарас. Надеюсь, помогут.


Не стала гулять к началу озера, а первым делом почистила гриб и набрала воды, помылась и сварила суп. Тент частично сняла и прячусь от солнышка.
Оказывается, Шагомер мне сегодня насчитал почти 8,5 км! То-то чувствуется усталость.
В 16.30 где-то в районе Тюнгура громыхал грозовой фронт. Тут похолодало, я вернула тент на место и сбегала за водой. Надеюсь, что пройдёт мимо.






Гроза действительно просто попугала, и в 17.40 я увидела на тропе не только возвращающихся ребят, но и шедшую вверх пятёрку с рюкзаками. Как-то тихо они мимо меня прошли.
Боб тоже не стал рисковать. На мутное озеро к ним вышли новосибирцы (видимо, тоже на ледник не полезли). Гриб, который я им оставила, не сорвали.
Ветер сильный, на озере прямо шторм. Тент скрипит и хлопает. А закат сегодня показали прекрасный (и при этом в стороне Тюнгура снова громыхало). Снимала всё не вылезая из спальника.
























Одна корявая фраза из стишка не давала покоя, и я её изменила, зафиксировав факт, что на Голубое озеро мы так и не залезли.
 
7 августа
Опять луна за облаками, но подсвечивала противоположные склоны, а в прорехах облаков сияли звёзды (кажется, и спутник заметила).
В 6 окончательный подъём. Успела сфотографировать бледно-красные лучи рассвета на скалах и леднике — и всё погасло. Снова переменная облачность.


Кружится голова, решила выпить кофе. А чечевицу замочила ещё с вечера. Надо запихнуть в себя еду и потихоньку двигаться вниз. Небо не сулило ничего хорошего, где-то пару раз то ли гром, то ли камнепад послышался. Быстренько собралась; выяснилось, что верёвочка от одного «фонарика» затерялась, быстро соорудила новую из капронового шнура.
Старт в 9.10, иду в флиске. На спуске воспользовалась левой тропкой (по правой, конной, течёт ручеёк).


Начало накрапывать, надела дождевик — сняла — перед переправой снова надела. Брод оказался прекрасным, если держаться ближе к водопадам, только в одном месте застопорилась, не зная, какие камни выбрать. Везде стоят турики и просматривается тропа по островкам. В конце не стала прыгать на большой камень, естественно, а перешла у скалы по камушкам. Ботинки сухие!
Быстренько к 10.30 прибежала на стоянку и тихонько поставила под капающим дождиком палатку. Уже час прошёл, а они там спят, наверное. Никуда я не уходила, сегодня День сурка, 4-е августа, дождь.
На 3-м часу я уже поняла, что не дождусь дешёвых эффектов. В дожде была пауза, сходила за водой и всё-таки объявилась первая. Они как раз гадали, как меня встречать, и переключились на чтение Кришнамурти. Радости не было предела, Боб угостил батончиком «Рот Фронт». День сурка продолжился разговорами о том, что будем есть в кафе-аиле.
Потом, желая приобщить Алину к творчеству БГ, я дала им послушать несколько песен, которые были на моём смартфоне. А потом пели с Бобом дуэтом то, что приходило на ум.
Я развела костёр, чтобы сжечь мусор, а потом все собирали дрова и жгли их аж до 7 вечера. Даже огромную дровину почти всю извели.


Днём я сделала на горелке кипяток, и мы выпили чай за здравие Юли Ж., у которой сегодня день рождения.
Время здесь неподвижно, удивительно уютная стоянка. Пасмурно, но после 14 больше не капало.
 
Часть 7

3 комментария: