01 июля 2015

2010, Оройская прогулка (1)

2010 год, июль
Северо-Чуйский хребет
Чибит — р. Орой — Моховое плато — р. Маашей — подъём в долину р. Каракабак — р. Маашей — Моховое плато — вершина 2620 м (радиально) — пер. Орой — пер. Баксара — озеро на плато Ештыкол — р. Орой — Чибит
15 дней, пройдено ~90 км (+10 км радиально)

В 2009-м я решила сделать паузу в алтайских поездках, а на следующий год захотелось увидеть цветущие горы. Весна была запоздалой, июнь — холодным, поэтому в июле Алтай как раз встретил меня оранжево-синей магической красотой, которую в предыдущих походах в таком масштабе застать не удавалось. К сожалению, запечатлено это лишь в словах — фотоаппарат остался дома.
Прогулку я задумала «озёрную»: кроме полюбившихся Каракабакских озёр захотелось разведать места на плато в окрестностях перевала Орой. К этому времени в Сети появились симпатичные фотографии озёр на конно-автомобильном перевале Баксара. Однако все планы были перечёркнуты моим навязчивым страхом/нежеланием повстречаться с большим зверем на букву «М».

5-7 июля
Вот я и опять еду на Алтай. Очень соскучилась!
Боря провожал. При посадке мой билет ветром унесло из рук проводника вниз, к колёсам. Проводник меня успокоил, подлез под вагон — и билетик был спасён!
Вагон у меня какой-то космический: тамбуры между вагонами открываются автоматически; два биотуалета, красота и чистота!
В купе пара из Барнаула (он — толстяк, кушающий в охотку), четвёртый — индусик Харисвами, знающий только санскрит и телугу, как объяснила руководительница их группы. Едут на 5-дневный курс просветления. Поклонники Саи Бабы, у индусика его портрет на наручных часах.
В Красноуфимске я утешилась стаканчиком сладкой малины. В Омске стояли целый час, от поезда отцепили половину вагонов (он теперь так и называется Москва—Омск—Барнаул); купила плюшечку в запас.

8 июля
При подъезде к Барнаулу — сплошь вода на заливных лугах.
Туристов нэма, поэтому прямиком направилась на автовокзал и купила билет на рейс Барнаул—Кош-Агач за смешные деньги — 780 р. с багажом. Посидела на вокзале, перекусила, в 8.20 вернулась на платформу автобусов, а тут уже 4 тётечки с рюкзаками до Курая. Сначала было 11 пассажиров, а от Маймы ехали забитые, люди даже стояли.
Много остановок. В Бийске успела съесть мороженое и посмотреть новый вокзал. Снаружи — картинка, а внутри — холодная гранитная роскошь, увы.
Усть-Сему проскочили, обедали где-то подальше. Я очень долго ждала свой чай и рис с овощами, который оказался совсем невыразительным.
Катунь в Алтайском крае была совсем коричневой, а потом — привычная, зеленоватая. Моросил изредка дождик, но все тучи после Онгудая кончились и мы приехали в лето. По пути обратила внимание на склоны из валунов в Купчегене и, как всегда, необычайную красоту Ини.
После Белого Бома (где набрала воды) уже била копытом, и наконец в 20.00 я у моста! Какая ласковая погода! Перешла мост с палкой, а то меня и так после дороги пошатывало. Поставила палатку и отправила маме смс. На поляне у моста целый палаточный город, завтра идут вверх.
Забыла написать: на подъёме к Семинскому перевалу «зажглись» огоньки, махонькие, но яркие!

9 июля
Проснулась в начале 6-го. Утро было ясным, но постепенно наползала с запада дымка, и к середине дня погода стала вполне «ходовой».
Вышла в 9.20. Обошла прижим, потом так долго шла по дороге, что, кажется, прозевала подъём на отрог. После разведочки вползла на тропу и через 2 ч после выхода уже оказалась на лесной тропе.
Радуют глаз любимые Борины лилии-саранки, ещё встретился красивейший синий ирис. А ягод нету, только на подъёме поклевала пару недозрелых клубничинок.

Фото Б.Волчека

На подходе к Орою в лесу появились болотинки (как в 1994 г.), много всяких троп, и к реке спустилась по неосновной (встречный парень даже предупредил). Брод пошла в ботинках (пусть им будет боевое крещение, у меня новые Кампусы). Нашла себе хорошую стояночку и под капельки дождя поставила палатку. Здесь цветёт шиповник, попробую кинуть цветки в чай.
Итого сегодня шла 5 ч (а думала, что буду ковылять все 6).
К вечеру стала совсем сонная — то и дело накрапывающий дождик располагает к релаксу.

10 июля
Спала крепко, зачем-то приснился Путин в шапке-пирожке, как у Брежнева.
Тепло, пасмурно, но облачность высокая. Вышла в 10 ч, тропа сегодня безусловно алтайская, особенно после верхней стоянки. Болотисто, грязно, а второй брод — снова выше ботинок.
Шлось сегодня замечательно (до верхней стоянки — 1,5 ч, а на месте была уже в 14.30). Ближе к верху появились жарки, затем аквилегии и даже до сих пор цветущий пион!
Вышло солнышко, но ненадолго. В 15.00 опять включили лёгкий дождик, но я уже в палатке пила чай.
Тут много голодных комаров. Кажется, сняла с себя клеща (а может, и другую букашку).
Сон про горочку-пупырь оказался вещим: действительно, на склонах остались полосы зимнего снега!
Пожгла костёр (тут очень много дров), посушила носки. В 17.00 дождь загнал в палатку... Перед сном погуляла, посмотрела на аквилегии у тропы, они здесь голубые с белой серединкой.

11 июля
Наснились какие-то сериалы, с очень чёткими лицами (причём, я спрашивала у персонажа, понимая, что нахожусь внутри: «Это сериал „Школа“?»). А на рассвете приснился Саша З., мы обсуждали дождевик и я сказала, что сама ткань течёт. И очень кстати!!! — со ската на спальник покатился ручеёк! Часов с 4 зарядил дождь. Ничего не попишешь — в ночь будет новолуние и затмение.
Валялась до 9, в паузе выскочила за водой. Вот это да-а! «Вот мы и дошли до снежных гор» — пупырёк заснежен весь! Не получится сегодня ни прогулки, ни сушки и головомойки. Солнце проглянуло, тут же скрылось, и закапало снова.
Отправила смс Бобу и Петру. Пётр ответил, что одна надежда на новолуние.
Провалилась в дрёму, а после 14 ч погода стала меняться и я погуляла. Обнаружила тут смородиновые кусты. Погрелась на солнышке. Облака кружат и курятся. Похоже, холодает...
Дышу-напитываюсь кедровой свежестью. В голове и сердце странно-тяжёлое ощущение — как будто чувствую, как повышается атмосферное давление.

12 июля
В промежутке между ночными остросюжетными фильмами подумала: а ведь это происходит оттого, что у меня голова внутри спальника и дышу углекислым газом. Снились Шмалько, опять жуткий лифт в луганском доме, ретрит Оле Нидала, на который он слетел с неба в какой-то этажерке!
В 7 утра на полчаса включили дождь и от сухого тента остались одни воспоминания. Но серость потихоньку поднимается. Надеюсь на хороший день.
Вышла в 10.30, через полчаса оказалась на дороге. В кедрах стоит красная палатка одиночки. Воды в ручьях полно! К сожалению, что-то случилось с моей любимой стоянкой — у кедра сломана ветка, как-то там натоптано... На этом месте поравнялась с встречной группой, сказали, что болото в порядке.
В 12 была на перевальчике, посидела-побалдела. Облачность низкая, вершины закрыты, но Маашейский ледник и Карагем-баши видны. Потом посидела у другого кедра, послушала песню местной пташки.
Как радуют глаз аквилегии и жарки, и анютины глазки, и море курильского чая!
Возле фермы — коровы и лошади, которые кратко меня «обсудили»: мол, ходят тут всякие!
У Карасу (где наконец появилась вода!) была в начале 3-го, перекусила. Такой маленький лесок! Ни грибов, ни клубники вдоль дороги не обнаружилось. Свалила к Маашею, тут как всегда тепло и уютно, и пахнет полынью. Дотащилась до любимой стоянки к 15.50.
Ура! — быстренько вскипятила кастрюльку и вымыла голову. Сразу легче стало и веселей. Отправила маме смс, а от Боба пришло известие: «Испанцы чемпионы». Ну и отлично, я за них болела.
Выпила чай с шоколадкой, погуляла по лесу, полюбовалась голубой водой реки. Вниз прошли гуляющие, мне показалось, что иностранцы.
До чего же мне здесь хорошо, всё время улыбаюсь!

13 июля
Во сне Рита мне настойчиво советовала книгу Гурджиева, а потом приснился целый фильм.
Утро не идеально ясное, солнышко появилось до 7. Собралась к 10, хорошо пошлось, хорошо к 11 взошлось на верх, но... прошло ещё минут 7 и впереди, справа от тропы в кустах метнулось что-то большое и серое... Вот ходила я в этом лесу два раза и боялась медведя, и сегодня боялась — выяснилось, что не зря. Пусть даже другой зверь, а неприятно. Растерялась, а потом решила уходить вниз. На ходу сочиняла план, дошла до бревна через Каракабак — нет, не хочу! Не присев отдохнуть, побежала на свою стоянку (а ведь ещё сказала, уходя утром: «хочу сюда вернуться»). Тут сидит дядька, Саша из Екатеринбурга, одиночка, бывший геолог. Угостил чаем, поговорили. Он как раз идёт на Каракабак, даже звал, «чтоб не скучно было». Нет уж, мне такого общения не надо.
Апофеоз — в 14.00 пошёл дождь, но я уже в палатке. Буду сочинять план похода дальше...
Задремала, разбудил лай собаки — вниз прошёл конный поход. Они стояли на Солнечной стоянке, хорошо, что я туда не сунулась.
Пошла погулять. Собрала зелёного лука на полянке с курильским чаем. Потом хотела пожечь костёр, но сыро; извела почти коробок спичек, но тщетно. Какой-то нескладный день.
После 5 пошёл дождь, в 18.20 проглянуло солнце и над Маашеем зажглась радуга! Вот и подарок.

14 июля
Вчерашняя гроза, видимо, поставила точку над i в погоде. Ночь была звёздная, а утро — ослепительно-голубое!
Попрощалась с любимой стояночкой и вышла в 10.20. Перед подъёмом на дорогу кинула рюкзак и собрала немного володушки на память о Маашее, этой «голубой крови Алтая».
Дошла до Карасу, и хорошо, что не выпила всю воду из бутылочки — опять «кран перекрыли» и «су» кончилась.
У фермы два парня подковывали коня, а потом это наверное они проехали мимо лесочка, в котором я перекусывала.
Виды необыкновенной красоты, но долго засиживаться на привалах не дают слепни. Тем не менее снова посидела и у кедра на дороге, и на перевальчике перед спуском к кедровой роще. Оказалась на месте ровно через 5 часов после выхода.
Напилась от пуза чая каркаде с шоколадкой и стала балдеть от здешнего места. Журчит вода, синеют аквилегии, кедр напитывает силой, солнце согревает. Просто райское место, я так и написала маме в смс-ке. Облака висят недвижно, тишина и покой. В небесах пролетает серебристый лайнер (наверное, в Китай и обратно).
Погуляла по тропе, обнаружила зелёный лук. У соседних кедров — смелый бурундучок. Призвала его ночью вести себя хорошо. Он с земли уплетал колоски за обе щеки.

15 июля
Сказочное звёздное небо, сказочное тихое утро. Сегодня хочу встретить «макушку лета» на «макушке Ороя» — высоте 2620. Этот холм уже стал для меня Кайласом, столько раз обходила!
Позавтракала рано и вышла в 9, пока не жарко и безветренно. Буквально через 15 минут была у начала подъёма. Шлось хоть и тяжеловато, но не слишком долго — в 10.40 оказалась у триангулятора, рядом тур из больших камней. Какой простор, какая видимость, кажется, что на сотни километров! Наблюдала, как в небе из ничего рождаются облачка. Отсюда даже виден Маашей (вершина проглядывает в выемке пика Чаптынова).
Просмотрела путь на Баксару, полюбовалась голубыми блюдцами озёр. Посидела больше часа на вершине. Пролетел высоко вертолёт куда-то в Кош-Агач.
Потихоньку спустилась к скале на перевале Орой и там посидела в соснах. Местный дух пару раз зашумел ветром, оставила ему орешек и изюмину.
В общей сложности погуляла 4,5 часа. На моей стоянке благодать, хочется всё делать медленно и просто балдеть...
За сегодня встретились семья с девочкой с косичками и преодолевший перевал дядька с неимоверным рюкзаком и пакетом в руке впридачу.
Забыла написать: сегодня походила по снежку! А на месте, где он уже стаял, растут фиалки.
Чтобы совсем не уснуть, сделала дневной кофий. Позагорала, сидя на корнях, но слепни покоя не дают.
Тут, так же как и на Маашее, цветёт ивняк, и когда поднимается ветер, начинается «снегопад» из пушинок.
К вечеру начали шуметь на Оройской стоянке конники (кричали люди, гавкали собаки, ржали лошади).

16 июля
Заснула рано, успела посмотреть «кино» о банкете в честь Ельцина, а в 2 часа проснулась от каких-то стуков. Наверное, тент палатки от ветра тёрся о стойки, а я вообразила невесть что. Заснула перед рассветом часа на 1,5. Было ясно-ясно, а к 7 небо прикрыл перистый веер, пришедший с севера, так что погода может быть ходовой.
Вышла в путь в 9 часов, через 20 минут была на перевале, посидела на жарково-фиалковой полянке и пошла дальше, к перевалу Баксара.
Дорога вся луковая. У скалок остановилась собрать володушки. Слепни, комары и мошкара не дают отдохнуть. У истоков Ештыкола прямо надо мной парил орёл.
Бежалось очень хорошо, болотистых мест практически нет. В полдень с минутами я уже оказалась у озера на террасе и на лужайке с жарками и луком поставила лагерь. Вид словами просто не передать, предвкушаю закаты и рассветы с отражениями.

Это и следующие фото отсюда

Кстати, по пути открывался не только кусочек Карагем-баши, но даже Актру и что-то в верховьях Шавлы.
Жарко очень, искупалась, натаскала камней для укрепления тента (одену его ближе к вечеру). Погуляла по дороге, увидела её продолжение вплоть до перевала. Потом прошла вдоль озера (опять окунулась) до отрога, с которого открылась долина притока Ештыкола, тоже со множеством озёр.
Вернулась, накинула тент, чтобы создать тень. Только разделась почти совсем — показались два конника, проскакавшие галопом мимо, на Баксару.
Билайн ловится на одну рисочку, отписалась маме. Орёл низко над палаткой пролетел, видела его близко. Надо же, солнце высоко и серп луны почти в зените! Жарки сохнут и сгорают под солнцем прямо на глазах...

Вид на «Кайлас» и Куркурек с правобережья Ештыкола

Кучевые облака, нависшие над вершинами, вечером встретились с перистыми, пришедшими с севера. Над одной белой башней даже закружился вихрь линзы. А с запада натянуло серое покрывало...
У слепней к 6 вечера кончился рабочий день, и можно было посидеть снаружи.
Прискакали конные туристы, распрягли лошадей. Тихо... Закапал деликатный дождик и никакого заката не показали.