22 июля 2015

2013, Кучерла по верхам (1)

2013 год, июль–август
Катунский хребет
Тюнгур — р. Кучерла — р. Куйлю — водораздел Кучерлы и Аккема — истоки р. Текелюшка — оз. Кучерлинское — истоки р. Текелюшка — водораздел Кучерлы и Аккема — р. Куйлю — р. Кучерла — Тюнгур
18 дней, пройдено ~100 км

(1)   Тюнгур — родник на Куйлю
(2)   От Куйлю до третьего гребня
(3)   Третий гребень — снежник под Каратюреком
(4)   Спуск к Текелюшке
(5)   Текелюшка — Кучерлинское озеро
(6)   Обратно к роднику на Куйлю
(7)   До свидания, Кучерла!

Лето 2013 года на Алтае запомнилось каким-то пугающим избытком воды всюду — и с небес, и в реках. После очень снежной зимы на вершинах оставались нерастаявшие снежники, в середине августа радовали глаз цветы, отцветающие обычно к началу июля. До самого отъезда я следила за свежими новостями с мест — особенно волновало состояние мостов. Чтобы не рисковать, выбрала маршрут с отсутствием переправ (в частности, через Текелюшку): во-первых, хотелось повторно пройти по верхней конной тропе на Каратюрек по хорошей (!) погоде, во-вторых, был план постоять на плато в районе перевала Сыпучий и радиально прогуляться на вершину Аккем. Но небо алтайское (и тучи в нём) рассудило иначе, а я всегда склонна его слушаться.

Тюнгур — родник на Куйлю

27-29 июля
Еду на Кучерлу, со мной Саша З. (у него программа от Большого Калагаша в верховья Дарашколя на 22 дня). К поезду пришёл Серёжа, а у Саши от СиМ гостинцы с Бали — манго и цукаты вкусные.
В Москве было прохладно и дождливо, такая погода длилась до Урала, над Волгой был ливень.
В нашем вагоне было столько «смен декораций», что вся дорога прошла незаметно из-за такой динамичности. В купе от Москвы до Тюмени ехала мама с девочкой-третьеклассницей, потом от Ишима пара северян (сказали, что в ХМАО замечены колибри! и колорадский жук). До Омска ехала очень приятная женщина с татарскими глазами, медсестра Людмила, рассказала нам всю свою жизнь. А на боковушке от Тюмени парень с рюкзаком, Юра — тоже в Высотник.
Проводница Татьяна веселила весь вагон шутками-прибаутками, кондиционер включала в меру, так что никто не замёрз. Саша даже написал благодарность, попросив у начальницы книгу жалоб и предложений.
В Омске традиционно купила мороженое.

30 июля
Так накануне и с утра болела голова, что я начала день с таблетки цитрамона. Координатор Высотника Елена прислала sms, что нас справа от ж/д будет ждать белый Фиат 727 с водителем Сергеем. «Сборная солянка» туристов включала нас с Сашей, двух парней из Пензы, Юру, женщину Сашу, с которой я потом сидела в машине, пару в возрасте и запоздавших маму с пареньком из Новосибирской области (они не успели на поезд до Бийска и ехали машиной). В городе туман, солнце встало красное.
Выехали в 6.50, в 9 ч завтракали в Бийске в аля-советской столовой: за 52 р. я съела борщ, пюре и свекольный салат.
Рюкзаки ехали в прицепе, так что в салоне было очень комфортно.
Катунь темноватая и очень полноводная, но и Сема была непривычной. Дождик по пути несколько раз бил по стёклам. Снежники на высотах появились в поле зрения тоже очень рано.
Луга цветут, аромат залетал через открытые окна. Очень много пасущихся коров и барашков.
Перед Усть-Семой заправка, где есть магазин и бесплатный туалет.
В Усть-Кан приехали около 3, в кафе обслуживает одна девушка, ждали долго. Я съела большую порцию салата с кофе. Прицепился алтаец из Кырлыка Быев, смешной пропойца («Я из ФСБ! В отпуске»).
И Кокса была полноводная, и Катунь не зелёная. Примчались в Тюнгур около 19, почти 12 ч пути. Самое главное: после Катанды впереди была радуга, и она нас долго ждала, пока не пришли на базу. Мост шли пешком под слепым дождиком. Катунь страшна! Все кромки залиты до корней деревьев, и вода очень холодная и бурая.
Поставила палатку рядом с группой нижегородцев. У них несколько мальчиков и собака Гордей.
У меня то эйфорическое состояние, то пьяно-уставшее от дороги. Попросила чашечку кипятка у девочек на кухне для кофе. Потом уже сделала гречневые хлопья (утром, вечером было некуда). Надо активно доедать оставшееся с поезда.
Заснула быстро, несмотря на возгласы соседей. Даже не посмотрела, как там закат...

31 июля
Саша отдал часть балийских цукатов. В 10 ч он уехал на машине на Елань, а я к этому времени не поспела — сушила палатку (вчера было мокро, а утром долго держался туман, делавший звуки ватными). На поляне большая группа прибалтов в возрасте, а остальные разошлись.
На выходе охранник пожелал вернуться живой (оказывается, в июне мальчика-алтайца кони затаскали, а не просто упал). Старт в 10.15. Бодренько дошла по пахнущему клубникой лугу к мосту.

Оказывается, нижегородцы только идут (палатки они рано собрали), псу всего 10 мес., носился ошалелый от гор. Меньший мальчик отставал, и вообще они шли с трудом — снаряги много, наверное (в планах через Капчал в Казахстан).
Я тоже приваливала часто. На Елани чуть поснимала.

Почему-то не послушала внутреннего голоса и пошла по дороге к мосту, потом срезала, чтоб дойти до берёзы в тень. Тут я полчаса попаслась на клубничке. И на Чёрную речку дошла к 15.30. Погода очаровательная! Быстренько помыла голову, сделала какао и, довольная, отослала маме sms. Она говорит, что над горами без циклонов.
Хотела у старой лиственницы поделать цигун — мухи щекотали ноги, перешла к чудо-дереву у палатки — шмель на ноге примостился. Нет, надо будет в штанах заниматься.
На моём островке кроме мух какая-то микроскопическая кусучая мошка.
К вечеру на другом берегу встал лагерь. А меня сморил сон часов в 9.

1 августа
Просыпалась в 5, 6 и 7. С утра уже дымка, испарения влажных трав.
Вышла в начале 11-го, поговорила с соседями. Они пришли с Дарашколя. Сказали, что дней 10 назад на Зелёном и Синем озёрах всё было в снегу. Через Текелюшку вместо моста плоская доска, но её может заливать. Вниз по тропе свежие осыпи.
Нынче лесная тропа по Кучерле — сплошное месиво. Из-за обходов даже сомневалась, не прозевала ли развилку. Уже чуть-чуть не доходя табличек встречная молодёжь подтвердила, что скоро развилка.

На обзорной точке была в 12.45, подошли 2 конника (не извозчики). Пощипала клубнички, хорошо отдохнула и поползла дальше. Даже меньше привалов делала, чем в прошлом году. Опять солнышко поджаривает руки, но спасает израильский загар.
Дотелепалась к роднику в 15.30, а тут сбоку группа пришла (с «перевала злого алтайца»: они вчера от Чёрной речки пошли вверх, алтайцы там пьяные требовали денег и под ночь вообще прогнали). Поговорила с руководительницей Татьяной — они от Каратюрека к Буревестнику пойдут по гребню. Им отказали в пропуске на пер. Дружба, поэтому идут на Менсу (так участник сказал).
Кучерла сверху была изумительно-голубой, но я не снимала. Ледники в мареве.
На этой стоянке уловился Билайн! Поставила палатку, сушу спальник. Однако, когда на солнце наползает облако, ветер ощущается прохладным.

Группа пообедала и ушла, а в 7 ч вечера от Тюнгура пришёл парень, спросил, далеко ли до Аккема. 1-й раз идёт, не знает, что впереди гребни...
Облачка и гало попугали и ушли, а вечером стало тихо-тихо. Варю гречку и жду заката.

После 8, как в прошлый раз, пришла группа с конным сопровождением. Кони на лугу, тихие дымчатые сумерки... Жаль, что коновод сказал: завтра дождь ожидается. Пока не похоже.