13 июля 2015

1, 2, 3, 4, 5

Дары аккемской тайги

11 августа
Ночью ослепительно сияла четвертушка луны и сверкали звёзды. Утром мороза нет, а на небе перистые облака и дымка. Под утро во сне летала — импровизировала какой-то танец, паря в воздухе.
Спешить некуда, можно пока валяться дальше в ожидании ясности с погодой. А то из-за Белухи наползает что-то даже серое.
Да, погодка не гулябельная, а вполне лежабельная в спальнике, с шапкой на голове. Какие-то голубые просветы далеко над Катунью, а тут хмурая осень.
Тем не менее часов в 10 вверх прошла большая группа гуляющих. Наверное, у них за экскурсии уплачено, жаль теперь денег. А с вершин кажется дождик сейчас спустится. Лето, вернись!!!
Так же, как и вчера, около 12 покапало, потом прояснело и снизу натянул туман. Но вершины он перевалить не мог, поэтому «деревня Гадюкино» продолжается.
Погуляла часа 1,5. В лиственницах у Аккема стоит пожилая пара (тоже уже 7 лет завсегдатаи этого места). По другую сторону тропы огромные стоянки — и кучи мусора.
Взяла из ручья на память два камушка — фиолетовый и зелёный.
Пасмурная хана по сценарию вчерашнего дня, но совсем без ветра. Лежу, ем, обдумываю фильм.
А сегодня дождь поосновательней. Я даже начала вспоминать циклоны прошлых лет.

12 августа
Капало до раннего утра. Вершины припорошены (и Ярлу-боч тоже), ручеёк Жеме бурно льётся по тропе. Эх, а так хотелось идти посуху!

В 8.30 съела овсянку, а с какао торопиться не буду. Ветер поменялся на восточный, солнышко пригревает, капли на хвое играют алмазами.

Собралась к 11, причём палатку собирала быстро ввиду наползавшего снизу тумана.
У «Высотника» прекрасный мостик, но водопады из всех расщелин левого борта долины вселяют лёгкий ужас. Почему-то после мостика пошла по левой тропе, которая никуда не привела, пришлось вернуться.
Меня обогнала спускавшаяся группа с чёрным спаниелем. Всё-таки собака — хороший знак! Получилось так, что руководитель этой группы (из Алтайского края, ходили на Гору) меня сегодня дважды спас — перенёс через два притока рюкзак. 1-й раз видел, что я торможу, ищу способ — и перешёл за моим рюкзаком. А 2-й — уже перед моей брусничной стоянкой. Приток с мостом из 3-х брёвен, большее пружинит, правда, есть перила. Мне было неудобно просить, и они поняли и помогли. Сказал, что этот ручей — с самой плохой переправой, дальше будет лучше. Ещё сказал, что спасатели пророчат опять дожди. Как не хочется!
Напротив Текелю была в 14.40, перекусывала 20 мин. А потом этот злосчастный приток, чудесное спасение — и в 16.10 я у цели сегодняшнего дня.
Поснимала бруснику, ревущий зелёный Аккем (видно, Ярлу переполнилась). Почистила маслята.

Соседей по стоянке пока нет. Оказывается, по ту сторону тропы течёт чистый ручеёк, а я раньше не знала.
Местами по тропе текли реки, приходилось часто делать обходы. Но всё же я прошла так же, как и в прежние годы — за 5 часов.
А над Теректинским хребтом синее небо и прекрасная погода.
Вчера и сегодня летал вертолёт, причём вчера очень быстро взлетел в обратный путь (подумала, может, спасать кого-то прилетали).
А грибочков у меня набралось на 2 раза.

13 августа
Вот и фонарик пригодился. В вечерних сумерках мышка взобралась на скат палатки, и я поняла, что спокойной ночи не предвидится. Но из-за шума Аккема трудно было реагировать на шебуршания. Уснула в 11-м часу, а около 5 что-то как-то слишком сильно зашуршало. Да, очень симпатичный мышонок бегал по периметру палатки! Первым делом свернула спальник, открыла наглухо задраенную с вечера палатку и стала охотиться. Это продолжалось недолго, зверь попался умный и не спеша вышел в ту же «дверь», в какую вошёл — приличную дырку на стыке капрона и серебрянки. Видимо, ему помог забраться в палатку прислонённый к стенке пакет с мусором. Наверное, нельзя вещи так близко ставить... Заклеила «боевую рану» лейкопластырем крест-накрест, шить буду позже.
Погода ясная-ясная, но солнце сюда нескоро дойдёт. А Белуха западная и стена отсюда прекрасно видны, белеют во всём великолепии.
В перерыве между лапшой с грибами и чаем зашила палатку. А когда готовила чай, в воде из ручейка обнаружился какой-то головастик.
Отправилась в путь в начале 11-го и дошла до смородиновой стоянки за 6 ч (а могла и дольше, но на последнем ручье перед ней меня нагнала группа сверху и что-то сказали, что «до стоянки минут 30». Я решила, что это мои конкуренты и ка-ак ломанулась!).
На стоянке перед осыпями не загасили костёр, я решила залить. И вообще пахло как-то сильно, может, анашой? Не знаю запаха.
Все прижимы были пройдены за 2 часа. На крупнокаменистых как обычно тормозила, даже пару раз снимала рюкзак.

На смотровой площадке поставили кучу туриков и навязали ленточек. Тропа теперь понизу идёт и к этому месту надо специально подняться. Поснимала ягодки, а Белуха сегодня ирреальная, как мираж. Вообще, погода — повторение 7 августа.

Мостики на двух притоках оказались нормальными, вода сильно спала.
Шлось в общем неплохо, но тропа (грязь, камни и корни) вызывала сильное напряжение внимания. И пить целый день хотелось, я не набирала бутылочку.
Народ вверх прёт в огромных количествах, в основном группы молодёжи, бегут как козлики.
Придя на мою стояночку, сразу побежала помыться. А голову буду завтра мыть.
В 5 вечера напилась чаю. Соседей по стоянке пока нет, а на другом берегу две огромные палатки и тент (или солдатская палатка, завтра разгляжу) — кто-то тут базируется...
Около 8 вечера стало ясно, что выспаться не получится — смелая упитанная мышь (или мыши?) разгуливала по стенкам и вокруг палатки и даже мои удары её не вразумляли. Пришлось в 22.30 зажечь свечку (поставила её в кастрюльку). Показалось, что шуршаний стало меньше. Кое-как проспала до 3-х, свечка горела ~4 часа. И утром проваливалась в сон. Ночью даже размышляла, не переехать ли отсюда. Но на Трёх берёзах столпотворение наверняка, а стоять под Кузуяком у дороги как-то боязно.

14 августа
Голова после ночи тяжеловатая, но доспать утром не получилось. Часов в 9 рядом на дереве присела огромная странная птичка — птенец то ли кедровки, то ли дятла, но гигантский. Я не успела приготовить фотоаппарат, а она уже поднялась по стволу и принялась его долбить.
Почти 1,5 часа погуляла с фотоаппаратом. Погода с облачками, росы на траве не было. Как здесь уютно! Если бы не мышки...

Выпила чай, вымыла голову. Пошла на ягодное пастбище. Лагерь напротив с большим тентом «Этнофест „Дети солнца“», два парня и девушка. Вверх продолжают идти целые отряды.
Вернулась к себе, нашла веточек для костра — хочется всё-таки сделать в прощальный вечер. Но сначала надо поесть. Завтрак, он же обед, получился очень сытным. Может, теперь поспать? Не-а, делала две попытки, но когда надо поспать, как раз и не получается заснуть.
Собрала палочек и сделала мини-костёр, причём как только взяла фотоаппарат, вдруг откуда ни возьмись — слепой дождик! А вообще голова целый день болит, и скорее всего — на погоду. Или от пихтового аромата, не знаю...

После 17 ч где-то на дальних подступах загромыхало и периодически накрапывает. Голова моя так и болит целый день, пришлось прибегнуть к цитрамону.
После 8 вечера на стоянку пришли отдохнуть сверху два альпиниста. Один то ли пошутил, то ли всерьёз сказал, что слышали долго медведя по пути. Вот только этого мне не хватало! Теперь не смогу ночью зажечь свечку — а вдруг придёт любопытный мишка?

15 августа
Фу-ух, ещё одна мучительная ночь позади. Проспала с 21 до 22.30, а потом сон как решето дырявый, скорее бодрствование с краткими выпадениями. Около полуночи пришла сюда гроза с кратким сильным дождём. А я было приняла далёкие зарницы за свечение фонариков моих соседей за ручьём. Потом вылезала в кусты при свете своего фонаря — а вдруг чего...
Утро сырое-сырое, выйду наверное не раньше 9 часов.
Вышла в 9.10, надежды посушить тент по дороге не было никакой: хоть на лугу чуть прояснело, на подходе к Кузуяку стало капать.

На дороге произошла заминка: встретила лошадиную семью с жеребёнком, и папа настороженно махал головой. Я ждала у дерева, а потом сделала обходной манёвр и потопала дальше.
Кузуяк встретил проливным дождём, приближалась гроза. Очень мокрая тропа в лесу, один раз всё-таки поскользнулась. Бежала почти без отдыха, какие там ягоды. А перед выходом на поле пришлось ждать под берёзой, пока гроза не ушла подальше.
Притащилась в Высотник за 8 часов. Удивительно дёшево поселилась в домике «Турприют». В комнате 4 кровати, одна девушка уже заселилась. Самое прекрасное — трубы отопления, к вечеру его включили и стало жарко. Я пыталась высушить насквозь мокрые вещи (промокла до трусов) и вешала так и сяк тент.
Поела в аиле пюре, кабачки, выпила травяной чай (на этот раз более вкусный). За компанию со мной пошла и соседка. После ужина направилась в «Белый кречет», но там сказали, что Татьяна на базе «Зелёный дом». От моста это оказалось не меньше километра — пройти базу «Уч-Сумер», потом пилораму и только потом — «Зелёный дом».
Оказалось, что тут сам Иван Замчалов, приехал отдохнуть. Подъехала пустая жёлтая ГАЗель, а завтра на ней должны были уезжать 7 пермяков, руководитель Артём. Мы подошли к ним, они не возражали, с меня 1100 р. (до Бийска).
Дотемна перепаковывала рюкзак, тент всё-таки оставила сушиться. Заснула моментально.

16 августа
Приснилось, что красивый и нежный Вадик Р. учит меня в бассейне плавать, а я показываю, что не могу, и тем более боюсь нырять.
Пожелала Лене осторожно ходить и ушла в 5.40. Эта Лена — ещё тот экземпляр, ищет приключений на свою голову: палатку купила, но ещё не распаковывала, обувь — кроссовки и тапочки, еды нет вообще («мне хватает шоколадки», «горячее не нужно»). Куда идёт, не знает, вчера пошла не по той дороге и по кругу вернулась в Высотник, только вымокла. При этом она подобным макаром посетила Шавлинское озеро, Актру (на квадроциклах хотели довезти, но перевернулись и она сломала руку), Байкал. Так сказать, стиль «мир не без добрых людей»...
Пришла к старту к 6 утра, полная тишь, шофёр спит. Правда, вышел более свежий, чем вчера Иван. Взял деньги, пригласил попить кофе со сгущёнкой. Пока ребята подтягивались, мы с ним разговорились. Оказалось, что он в прошлом исходил здесь всё! Чуть ли не от Мульты до Джазатора был поход. Сказал, что Норильчан закрыли МЧСники из-за большого бергшрунда.
Они рядом себе строят дом. Правда соседство такое — несколько дней назад на соседней базе крутые клиенты поругались с коноводами и дошло до перестрелки, собралось человек 100 местных.
Выехали в 6.20, я на переднем сидении, видела широко распахнутые красоты, сначала туманные, а от Усть-Кана — солнечные. Водитель — джигит Борис, очень был не в духе, стучал кулаком по магнитофону, который почти на каждой яме вырубался. Я, каюсь, молилась, чтобы он доломался окончательно, т.к. такого попсового и тюремно-шансонного убожества на такой громкости ещё не приходилось испытывать. Но как-то легко абстрагировалась и просто любовалась дорогой.
На перевале Кырлык растёт прекрасная красная смородина. Попутчики слишком часто просили остановить у кустиков, чем подливали масла в огонь раздражения водителя. Он вообще мрачно изрёк, что больше в Тюнгур не поедет, из-за плохой дороги.
В речке Большая Громотуха набрала воды. В Усть-Кане позавтракала — добрая порция гречки и чай с лимоном. А шофёр всю дорогу ничего не ел, зато курил сигарету за сигаретой.
На Семинском перевале купила магнитик, подставку из можжевельника (подарки Г.Еф.) и себе пакет травяного сбора.
Двое пермяков проворонили Майму, и Борис заартачился, мол, ему сказали — все до Бийска. Вернулись на км 3, зато на остановке он взял пятерых бийчан (скорее всего, семья). Они ходили Шавла—Маашей, паренёк сел рядом и рассказал, что видели своими глазами. Тропа теперь нарушена, надо карабкаться на курумник.
А чуть раньше них подвезли парня из Чойского района, который организует сплавы. Тот сказал, что нынче в Катуни вода теплее, чем в Бие.
В 16.50 доехали до ж/д вокзала. Я купила билет на автобус до Барнаула в 18.00, кинула рюкзак под присмотр девушки в зале ожидания и побежала на рынок. Увы, он уже закрывался и никаких бабулек не было. Купила помидоры и абрикоски, булочки и сок (который успела выпить).
Ехали в Барнаул не 3,5 ч, как по расписанию, а на 40 мин меньше. СиМ прислали смс, что «волнуются вслед за моей мамой». Ничего себе, она стала паникёршей!
На вокзале прислонила свой рюкзак к вещам двух матёрых-матёрых водников. Сбегала поужинать в кафе (пюре, овощной салат и кофе), а потом добежала в магазин «Мария-Ра» и прикупила сыр, конфетки и удивительно дешёвые огурчики.
До посадки время пролетело незаметно, так как беседовали с водниками. Они из Тушинского клуба, ходили Мал.-Большую Сумульту и Катунь до Манжерока, встретились с мишкой у малинника, видели диких кабанов. Они начали сплавы ещё в 80-х, общались с легендарными адептами уменьшения веса снаряжения — Космачёв, Телегин (?), а сам дядька (не представился, а второй — Коля) — типа Евстифейкин (надо будет переспросить) сконструировал суперлёгкую и устойчивую палатку. А Коля уже 2 раза был на Мажой-ралли. Да они вообще везде были, шестёрочники.

17 августа
До свидания, Алтай! Мои попутчики по купе — Виктор, 16 лет назад переехавший из Усть-Каменогорска в Свердловскую область, и Таня с внучкой Яной — везёт её в Москву к дочери на учебу. Девчонка не по годам развита физически, да ещё перекормлена, пузико свисает.
День прошёл во всяких разговорах. Я даже фотоаппарат вынула, чтоб показать пейзажи.
Кстати, сделала расчёт отснятого — ужас, 72 минуты! Ну, часть выбракуется, от чего-то придётся отказаться.
В Омске было холодно, пробежалась за слоечками с яблоком и обратно. А ведь надо ещё встретиться с водниками, прояснить свой рассказ о сплавщиках на Чулышмане в 1975 г. Они не поверили, что такое было, ведь тогда ещё катамараны не изобрели. А мама уточнила — они были байдарочники из Тулы.
Мы чуть опаздывали, стоянки сокращали и я больше не выходила. Да и прохладно за бортом.

18 августа
Проснулась в Ебурге, когда Виктор выходил. А не спала уже от Красноуфимска. Поезд нагнал, теперь надо дождаться остановки в Агрызе.
В Янауле села к нам девушка Регина. А в Агрызе был дождик, но я успела сбегать к водникам, чтобы уточнить про чулышманцев, и купила пару пирожков.
Поспала, поела, снова завели разговоры о жизни. Как-то легко время течёт. А за окном всё осеннее и осеннее...
Девчонка рассудительная, палец в рот не клади! Будущая «хозяйка салона красоты Яна Шаркова».

19 августа
В Москве было свежо, сыренько, но без дождя. Последнее впечатление путешествия: на Комсомольской кольцевой пришлось пропустить один поезд и втиснуться в следующий. Оказалось, что сегодня Ураза-байрам и мусульмане едут в мечеть на Проспекте Мира.