03 июля 2015

1, 2, 3, 4, 5

Актру

4 августа
Ночью и утром сидела и капала тучка, а потом настал восхитительный день.

Я позавтракала поздно, в качестве зарядки поплющила баллоны. И пошла гулять в 11.30.

В альплагере подсказали, где начинается тропа на пер. Учитель (прямо от туалета). Видела, как по гребню медленно поднимались.

Перешла реку по узкому мостику и встретилась с вчерашними «пожарниками» — сначала с дядечкой, а потом долго стояла и беседовала с женщиной. С ней была Татьяна, которая вчера дошла до пер. Учитель; подсказала кое-что. Оказывается, Ирина Бородина, которая ходит по Алтаю в одиночку по 2 месяца, — их знакомая, а один из её бывших мужей — в их группе. Да и сами они в прошлом альпинисты, ходили 2Б и 3А.
После этой приятной встречи пошла на Сачки, на свою милую стоянку под кедрами.

Дошла до ледника Малый Актру. По пути встретился один из инструкторов, которые подсказывали про Учителя. Он сказал, что такая погода продержится дня 3! И я уже задумалась: а не повторить ли попытку с Голубым озером?

Ледник стаял неимоверно, никакого панциря с камушками, куда я поднималась в 2006 г., нет и в помине. За людьми дошла до нынешнего «языка», там промоины с голубыми арками, и все целились туда фотоаппаратами.

И с этого места прекрасный вид на вершину Актру и ледник.

Я поснимала с большим удовольствием, в т.ч. и водопад. Вот теперь на описанных Симоновым галечных стоянках действительно полно воды.

Домой вернулась ровно через 5 ч.
Кстати, на щите написано, что высота базового лагеря — 2170 м.
Соорудила костерок, потом его тщательно залила водой.
Люди, гулявшие на Голубое озеро, часто сбиваются с тропы и забредают ко мне. Работаю «регулировщиком».

5 августа
Вчера легла рано, примерно в 1 ч ночи разбудил шум камнепада. Крутилась-крутилась, отправила Бобу просьбу пополнить счёт и заснула до начала 6-го. Были даже мысли — а не поматрасничать ли сегодня? Но нет — погода зовёт вверх.
В 7 ч поела, в 7.30 вышла. Между прочим, в районе того кедра всё-таки ощущается запах гари.
Дошла до бурной Актру и из-за горы выглянуло солнце. Ветер холодноватый, быстро пришлось утепляться. Ясно, но из-за вершин ползут веера перистых облаков.

На бараньих лбах нагнал парень в оранжевой косынке, спросил, где озеро.

Я вышла на ледник чуть позже, чем позавчера, прошла до глубокой трещины и увидела на гребне читающуюся тропу.

На озере оказалась в 11.00.

На домике гляциологов болтаются буддийские разноцветные флажки — так здорово!

Стоит одна палаточка, хозяев нет. Хотела пойти на противоположный берег, как мечтала, но проделала только полпути — чего-то не понравилось идти по камням. В общем, сделала один снимок — и назад. Да-а, о перевале Значкистов можно было и не мечтать...

Начала снимать озеро на видео, и ветер меня выгнал. Да и на небе полная смена декораций: равномерно затянуло серой поволокой и ещё с юга облачка плывут.

Когда спускалась, немного сбивалась с тропы, но поначалу она была очень натоптанной. Поскольку через исток реки от ледника к гальке положили досточки, я понимаю, что народ тут сразу выходит наверх по леднику и только ближе к озеру выбирается на камни. Ну а я сегодня поиграла в горную козочку...

В 13.00 уже была ниже лбов. Народ ходит вовсю, перед спуском поговорила с двумя мужичками: оказывается, МЧС уже волнуется о двух поляках, которые вовремя не спустились.
Сегодня заметила новые детали на пути: над камнем с табличками стоит крест с иконой, потом высоко на холме рядом с лиственницей — тоже крест.

И ещё раньше не замечала, что в скалу справа от крутого подъёма вбиты шлямбуры.
Хоть и устала, но привалов почти не делала и была у палатки в 14.20. Подзаряженная батарейка фотоаппарата кончилась, осталось добить другую. Подсчитала: оказывается, за вчера и сегодня наснимала видео ещё на 9 минут!
Выпила кофе, полежала и в 17 ч пошла на разведку, нет ли машин. В альплагере стоит одна-единственная палатка, на островке с автотуристами разглядела две машины...
Зато моя морена подарила аж 3 маслёнка, и у меня будет праздничный супчик!

6 августа
Спала до 4-х. Перед рассветом сойки и кедровки спели целую оперу. Утро пасмурное, вершины прикрыты, но не капает.
Провалялась почти до 9. Придумала название будущего фильма — «Три дня в Актру».
[В первый вариант монтажа вошли почти все отснятые фрагменты. Очень хорошо подобралась музыка, и (в эйфории от удачи, как это бывает с неофитами) не хотелось делать купюры из-за огрехов съёмки. В результате видео увидели считанные зрители, и я сочла невозможным показывать свой «кинодебют» кому-то ещё. Однако не хотелось, чтобы красивые кадры «пылились в ящике». Вот перемонтированный вариант, сокращённый втрое и уже с другой, невыразимо-прекрасной музыкой:]

Умылась и пошла на островок искать попутчиков вниз. Нашлась группа из Новоалтайска, им как раз 8-го ехать назад от брода Тюте, и места есть. Но я подумала, что этот вариант рискованный.
Вышла в 11.30, солнышко временами прячется и дует холодный ветер.
Боже мой! — возле базы МЧС 22 палатки и даже походный туалет. Может, это конференция гляциологов?
Навстречу прошёл парень с рюкзаком, потом пара из Бийска, я им порекомендовала свою стоянку.
Дорога на этот раз угостила смородиной. Ну и на мосту снова подарок судьбы. Сидит женщина и собака в кустах воет. Тоже проблема: 1,5 ч ждёт машину сверху, чтобы перевезти собаку. Зато она предложила помощь и мы по стрёмному месту рюкзак переволокли. Ура-ура!
На дорогу ушло около 3 часов. Поставила палатку на своём месте, помылась, поела брусники, собрала маслят. Сторожа сказали, что 3-4 машины должны завтра уезжать.
Вверх проехали три мотоцикла!
Временами слепой дождь, на верхах всё в тучах. А к 18 ч пришла холодная и мокрая хана. Хорошо, что я в палатке и варю грибочки с пюре!
Оказывается, мне крупно повезло! Спустившиеся владельцы УАЗика, с которыми я думала договариваться о выброске отсюда, сказали, что в Актру 3 часа шёл снег! К закату и тут тучи приподнялись и обнажили заснеженные склоны. Вновь достала тёплые вещи и жду решения — ехать сегодня или завтра (лучше бы второе)...
Решено — едем завтра в 9-10 утра. Ах, какой вечер — фронт уходил на восток, вымеобразные облака подсвечивались розовым, показывались белые вершины... Однако мой Самсунг был неумолим и на попытки обмануть отвечал: «Батарея разряжена». Запомню сердцем эту красоту...

7 августа
«Вот и лето прошло...». Тент заледенел. Ночью сияло небо, опять увидела падающую звезду.
Птички вымерзли и не пели на рассвете. Делаю завтрак, сидя в спальнике в свитере и шапке.
К 9 часам мои ребята даже ещё и не проснулись — после вчерашней прогулки на Голубое озеро под снегом долго отогревались. У них самодельная баня: печка с трубой, каркас и тент. Вообще, путешествуют с комфортом — стол, стулья, две плитки на газу, кастрюли, сковородки... Выпила с ними чаю с печеньем, погуляла на прощание по горкам.
Выехали в 11.50. День чудесный, пейзаж сногсшибательный. Обменялись с ребятами e-mail’ом, хочу фотографии. Зина-Влад и Ира-Олег (водитель), у них 7-летняя дочка Регина. Ира из казахстанских немцев, в Барнаул переехала в 1998 г. из Балхаша, где ужасный цинковый завод.
Сделали остановку в Акташе, я отослала весточку маме, что всё хорошо. А всё действительно хорошо! Ребята приятные, я их развлекала рассказами о своих похождениях. Они были на Укоке, ловили рыбу на озёрах, до мумии не доехали. Познакомились там с интересными москвичами, один из которых имел при себе металлоискатель, арбалет, водолазные костюмы... И в Актру общались со всякими чудиками (группа психотренинга, парень из которой скакал по леднику от избытка энергии с криком «Женщину хочу!»; какие-то очередные «космические бабушки»).
Встали засветло, в 17 ч сразу за Купчегенем на полянке. Коровы паслись вдалеке, а тут — мне на радость спелая клубника и земляника! И ещё здесь видно вчера прошёлся ураган — верхушки елей сломаны, некоторые деревья выворочены с корнем. Барнаульцы были здесь на пути туда и такого не помнят.
Поужинала с ними макаронами с тушёнкой и пивом (о ужас! но вкусно). От бани отказалась, а голову вымыла сразу как приехали. Вода в речке тёплая...

8 августа
Поздним вечером просыпалась от своего кашля, а спала до начала 5-го. Утром капало. Потом выпила чай (как-то муторно после вчерашней еды) и ещё час подремала. Вышла поклевать ягод и буду варить своё пюре.
Выяснилось, что вчера ночью, когда Олег и Ира парились в бане, местные залезли в их незакрытую палатку и украли куртку Олега. Неприятно... Это с ними впервые, просто забыли, что на пути туда их предупреждали быть здесь осторожными.
Стартовали ровно в 11 ч. Проехав Онгудай, я позвонила Петру. Света с семьёй уже у них. Пётр посетовал, что я не заехала.
На Семинском я купила сувенирчики, а в Сростках — мёд и добрые-добрые пирожки, выпила чаю на травах.
По пути несколько раз проезжали через ливень. Через Катунь в Усть-Семе ехали по новому мосту. Оказывается, старый уже довольно изношенный.
Был один инцидент, когда пришлось резко затормозить, Олег аж побелел.
В Барнауле пересела в машину Влада, вместе закупились в супермаркете, и они довезли к вокзалу. Даже приглашали домой — они живут в 5 минутах от вокзала.
Поставила свой рюкзак рядом с группой из Тулы (17 человек), они ходили Нижнешавлинский. В зале полно туристов: водники, большая группа чехов.
За пару часов до поезда, хоть и было уже позднее время, сходила в кафе поесть — пюре, крабово-овощной салатик и кофе с молоком.
Объявили посадку на 2-й путь. Зашла одной из первых, проводницы молоденькие скрупулёзно проверяли билеты.
Со мной в купе приятная семья с девочкой, читавшей потом Тургенева. Они отдыхали в Белокурихе.
А на боковых — парень с девушкой (наверное, брат и сестра). Она очень похожа на Машу Беляеву. У них был поход на Крепкую и Мульту, сборная группа из 29 чел., вёл какой-то 62-летний барнаулец (сайт «Компас Алтая»).

9 августа
В Карасуке в спящий вагон ввалился дядька и шумная провожающая. Спать больше не хотелось.
Вагончик похуже, чем был по дороге туда: кондиционер не работает, в туалете видна потрёпанность, но в общем всё хорошо. Открывали форточку. За окном тепло, над степью висят зефирные облака.
В Омске не выходила — навалился сон.

10 августа
Проспала и Свердловск, и красоты Урала. За окном жаркое лето.
В Агрызе купила вкусный пломбир.
Народ едет несознательный, один биотуалет засорили ещё ночью. Зато сегодня нормально включают кондиционер, даже одеяло пришлось взять.
Борька перепутал числа и поздравил меня с приездом.
Время сегодня как будто вдвое замедлилось по сравнению с предыдущим днём. Наверное, потому что вчера отоспались...