24 сентября 2021

2021, И снова Чибит (1)

2021 год, июль—август
Северо-Чуйский хребет
Чибит — р. Орой — Моховое плато — р. Каракабак 2-е Каракабакское озеро (2336 м) — ледник Каракабак (радиально) — р. Маашей — бывшее озеро Маашей (радиально) — Моховое плато — пер. Орой (н/к, 2229 м) — озеро Казан-коль — пер. Орой — р. Орой — Чибит
19 дней, пройдено ~74 км (+20 км радиально)

(1) Чибит — Моховое плато

Долгожданный, выстраданный как никогда, 20-й по счёту алтайский поход. После карантинного заточения и разнообразных стрессов минувшего года хотелось уехать на край света, в милые сердцу места и оставаться там как можно дольше. Хотелось реализовать мечту снова побывать в верховьях Маашея, поклониться его вершинам и озёрам. И вот удача — все близкие друзья, с которыми начиналось моё открытие Алтая в 90-х годах, нынче собрались в тот же район Северо-Чуйского хребта. Даже обратный билет на самолёт взяли, не сговариваясь, на один и тот же рейс! Мы совпадаем и по датам, и по желаниям, поэтому дней десять можем идти вместе.
Что ж, 25-килограммовый рюкзак продиктовал свои условия, тело приняло их с большим скрипом — и мою программу пришлось перекраивать на ходу. Соло-поход тем и хорош: в случае необходимости можно варьировать маршрут, и это никому не причинит неудобства. Хромать то на одну ногу, то на другую было обидно, но друзья поддерживали словом и делом, места были знакомы, и вообще Алтай настолько прекрасен, что даже простая прогулка по конным дорогам наполняет энергией, смыслом и счастьем.

Чибит — Моховое плато

23 июля
Сначала я взяла билеты до Новосибирска и до Бийска, чтобы приехать на Алтай пораньше (поезд в Бийске в 7.40). Но из-за разгорающегося коронавируса решила, что не следует ехать плацкартным и успела взять дешёвый купейный билет до Барнаула (поезд 96 приходит в 8.30). Поскольку состыковаться с группами не удалось, взяла онлайн билет на рейсовый Барнаул — Кош-Агач. На посадку у меня было 10 минут, но на сайте Барнаульского автовокзала кому-то ответили, что можно позвонить в справочную и попросить задержать отправление максимум на 10 минут.
Боря провожал на вокзал, даже сфотографировал меня с рюкзаком в вагоне метро.

Я стартую первая, 28.07 прилетят Серёжа с Мариной, а 31.07 — Лёша с Варей и Машей. Борина компания стартует из Чибита 6-7 августа. У ребят планы перевалить Нижнешавлинский, до этого сделать попытку на вершину Куркурек. С Шавлинского озера заберут Юлю и 15 августа вместе едем в машине и улетаем из Горно-Алтайска.
На вокзале почти не ждали, поезд подали за 40 минут до отправления. Мой вагон заполнен фанатами «Спартака» — завтра в Казани матч с «Рубином». В моём купе мама с девочкой и тренер юношеской (девочковой) волейбольной команды — все тоже до Казани. Вагон новенький, купе довольно просторное, верхние полки у окна объединены полочкой — класть телефон и есть удобно, а вот смотреть в окно — не очень.

У каждого персональная зарядка телефона. Проводницы — милые девушки, начальник поезда ходил каждый день, интересовался, как нам едется. Даже кондиционер не морозил (ночью работал в режиме вентилятора).
Вечером и ночью фанаты так громко разговаривали, что я решила спать в респираторе. Эксперимент не вполне удачный — наутро болела голова.

24-25 июля
Надо же: от Казани полдня ехала в купе одна! Стала изучать камеру на телефоне, так как не успела до отъезда. В Агрызе вышла, как всегда.

В Янауле сел дядечка до Тюмени. Я была такая сонная, что проспала арочные мосты, проснулась почти в Красноуфимске.

В Екатеринбурге села немного странная женщина с резкими движениями, так дёргала дверь, что пришлось ночью вызывать мастера. Я ей перед следующей ночью всё-таки сделала замечание. В Тюмени сели женщина с взрослым сыном до Чистоозёрной. А когда они вышли, в последнюю ночь появились ещё пассажиры — женщина, а позже парень. И всё это было мне на руку! — ведь рюкзак не понадобилось никуда втаскивать, так он и лежал под нижней полкой, а потом — поперёк под столом.
В Омске приехали на 2-й путь, так что в город не сходила, съела пломбир на платформе, ещё и пюре купила (вместо невкусной лапши). Сбегала к вагону с туристами — водники МГУ, идут Урсул-Катунь.
Урал был пасмурно-дождливый, а в Омске +30!

Станция Татарская, и тут +30°

Дети в вагоне шумели в меру, не знали, бедные, чем себя занять, устроили игру — бежать со всех ног при виде проводницы.

26 июля
Проснулась в 5, из Ребрихи (7.00) позвонила на автовокзал. Вот это номер — рейс отменили, автобус накануне сломался где-то в горах. Тут же отменила билет. Приехали минута в минуту. Вышла в город, обратила внимание на ГАЗели — явно ждут туристов. Решилась спросить — первая же, белая с прицепом именно в Чибит! Правда, шофёр был не слишком вежлив, не разрешил поставить рюкзак на ступеньку. Пришлось так и стоять, пока не подошли руководители.

Клуб «Вежливый турклуб» из Москвы, машина на 20 мест, а их 17. Всё тут же уладилось (правда, деньги я потом отдала руководителю Алексею, что обозлило водителя — он уже считал эти 2500 лежащими в его кармане).
Пока ждали подхода группы (и троицы, прилетевшей самолётом и никак не хотевшей покидать зал ожидания), мимо прошёл Сергей Коровяковский — надо же, ехал моим поездом!
С долгими сборами выехали наконец в 9.20. Жарко, погода отличная, в машине очень комфортно, да ещё у меня два сидения!
В 12 ч сделали остановку на заправке после Бийска, я съела пирожок с яблоками, и очень вкусный кофе американо помог взбодриться, а то клонило в сон.

Дорога была без пробок, следующая остановка — на Семинском перевале. Заходили чёрные грозовые тучи, мы от них уехали.
Всё бы хорошо, но водитель Юрий включил для пассажиров кино. «Операция „Ы“» ещё куда ни шло, но следом была такая пошлая мура (причём, с хорошими артистами — Гришаева, Мадянов), я даже название не усекла. Испортило всё впечатление от дороги. Ещё делали селфи-паузы на Чикетамане и Чуй-оозы.

Да, забыла написать — на бийской заправке стоял красный микроавтобус и человек рядом, очень похожий на Замчалова. Наш шофёр с ним что-то выяснял, а когда уже надо было отъезжать, я спросила, не Иван ли это. Юрий и тут проявил своё «фе» (мол, некогда), и я бегом поздоровалась и пошла к нашей машине.
Несмотря на все остановки, в «Кочевник» приехали в 19.30. Домиков на двоих нет, заплатила 250 р. за палатку и встала прямо на берегу Чуи, а группе сказали располагаться на футбольном поле.
Связалась с мамой, разведала, где туалеты, даже кофе с булочкой выпила. Очень устала, но шум реки не давал заснуть до полуночи.

27 июля
Проснулась в 5. Ясно, луна над горой. Сходила к устью Чибитки. Базу обнесли забором, теперь к зизифоре на берегу не пройдёшь. Нарвала чабреца на чай. Прогноз погоды хороший, но с запада рано начали наползать сероватые облака. Поэтому я довольно быстро собралась и около 9 ч вышла.
Как-то удивительно быстро доплелась до Чибитской поляны — чуть ли не за час. На улице мотоциклист спросил, не нужно ли подвезти. С Чибитской поляны поднялись 2 машины, гружёные каяками. Вообще, проезжавших машин было много, но никто не тормозил — и я не стопила. Шла и всё решала — до Оройского или до Машейского моста? Мимо промчалось рейсов 8 открытых УАЗиков, набитых туристами (в том числе и моя группа).
Сделала клубничный привал. Жарко, парит, хоть солнце и за облачками. Нет, иду до Оройского.
На мосту фотографировались автотуристы, дядька с двумя фотоаппаратами не сразу заметил, что я жду очереди для прохода. Первая заминка — на другом берегу выход с моста перекрыт цепью, она висит низко. Пыталась нагнуться и так, и сяк, но пришлось в результате бухнуться на колени и переползти.
Вторая задача — злосчастная скалка перед Ороем. В воде накиданы брёвна и доска, проверила налегке — нормально, воды мало. А вот скала ну прямо над сливом Ороя в Чую. Рюкзак неимоверно тяжёлый (по ощущению, а на самом деле 24-25 кг). Два раза разгрузила в маленький рюкзачок, в третий раз пошла с оставшимся грузом — и всё равно сбросила и перекатила рюкзак, чтоб съехал сам. Никакой у меня уверенности в ногах, боюсь за свой проблемный голеностоп.

Потратила на эту операцию уйму времени и сил. Отдыхала перед подъёмом к домику. Хозяин сам спустился, взял 100 р., предложил отдохнуть в беседке. Я и там отдохнула, потом он вернулся, разговорились. Лопоухий дед, который был тут раньше, спился совсем. Лошадь для рюкзака наверх (у меня даже такие мысли появились) стоит 2000 р.
Пошла к стоянке и к 14 ч поставила лагерь. На пригорке, где ловит МТС, много цветов.

Сделала чай, покапал дождик, сморил сон. Соседи появились — бывалые туристы из Обнинска. Сначала Володя прошёл мимо палатки, спросил, не проходила ли женщина. А потом они вместе с Люсей пришли (она свернула не на ту тропу), обосновались в беседке, палатку поставили близко к воде.
Интересные люди — 5-6-категорийные водники на катамаранах + пешие. У них турклуб атомного института, руководитель Саша несколько лет назад умер, и теперь они вдвоём ходят. В 2008 г. был поход на 32 дня: сначала Володя с Сашей залезли на Белуху, а потом через Капчальский забросились и сплавились по Катуни до Усть-Семы. Прошли очень много рек в Саянах, Бурятии и Туве. Чем-то напомнили мне по общему впечатлению Женю и Алю из Кургана.
Сейчас они стояли на Верхнешавлинском озере, гуляли по ледникам, Володя искупался в моренном озерке у начала подъёма к Абыл-Оюку.
Легла спать в 21 и проспала отлично до 6 утра.

28 июля
Очень тепло и нет росы. Жарковато, поэтому не стала до выхода идти на клубничное пастбище — надо силы беречь. Позавтракала, распрощалась с соседями (они планируют поехать до Телецкого озера) и вышла около 9. В 9 начала подъём по официальной тропе, почти сразу нагнала молодая парочка из Омска, и целый день мы шли, периодически встречаясь на привалах. Медведей можно было не бояться — народ валил в обе стороны в огромном количестве.
На стоянке над скалой была через 1.50. Тут и дождик слепой (а предыдущий закончился, едва я надела чехол на рюкзак). Ягод нет! Володя сказал, что смородины нет вообще. Я поклевала пару недозрелых ягод голубики.
Дальше пошлось слегка веселей. Отдохнула на броде. Прошли два парня, у одного удочка — идёт за хариусом. После поля володушки и курильского чая опять дождик остановил посидеть-отдохнуть. Силы покидают, начинаю на взмокшей тропе спотыкаться. Решила идти до моей верхнеоройской стоянки — бог с ней, с лепёшкой. От брода сюда тащилась аж 3 часа! Едва поставила палатку — снова дождик, и гром где-то недалеко.
Пришла группа молодёжи сюда, пересидеть дождь. У них выяснила точное время — оказывается, мои наручные часы на полчаса отстали (хорошо, что есть телефон и фотоаппарат).
Гроза сюда не дошла, вечер был тихим.

29 июля
Ночью светила луна и наверняка небо было звёздным, но я не выглядывала. Спалось неважно, какие-то зацикленные сны и потом в бодрствовании мысли — на тему городских проблем. Не знаю, может, подмерзала...
Вчера ребята прислали смс, что ночевать будут у Чуи, а на Каракабаке планируют стоять до 2-го. Это значит, что мне торопиться сегодня не надо, дойду куда дойдётся.
Утро солнечное, поснимала немножко.

Вышла в 10, у лепёшек остановилась. Младшая помощница — Айсана; сначала я разговаривала с Сергеем (пыталась выяснить, как не терять тропу на плато), потом вышла Марина, сразу меня вспомнила. У них с Тандалай я зовусь «Вера Глаголева». Говорят, в прошлом году туристов было ещё больше. Лето в этом году без ягод и шишек — помёрзло в июне. Они переехали сюда 18 июня и всё время падало много снега. Говорят, признак ухудшения погоды — не только фазы луны, но и начало гона косуль (числа 15 августа).
После беседы отошла к кедрам, проверила связь. Плохой стал интернет, только Е, однако прогноз на Актру смогла глянуть. Вроде, скоро непогода, но потом наладится.

В 12 вышла дальше и даже не дошла до своего отдыхательного кедра на дороге — устала раньше. Зато поснимала спрятавшиеся в кустах аквилегии.

День ясный, ледники прекрасны, но на небе потянулись с юго-запада перистые облачка.

На развилке на Каракабак перекусила и потопала дальше. На пригорке с останцами полно цветов и бабочек.

Отсюда видна тропа после пересечения Карасу, но туда я снова шла «своим путём». Даже по-глупому забурилась у берега в ивняк моего роста. А всего-то надо было идти вдоль кустов (такую фразу и произнёс Сергей).

У Карасу посидела, набрала немного воды (и зря, что немного), умоляла тропу не теряться. Но во мхах опять заплутала, причём делала траверс по холму, потому что чудилась тропка, ведущая навстречу к тропе с Карасу. Очень под конец устала, и когда вышла на искомую дорогу с Карасу (гораздо ниже, чем в прошлый раз), решила ночевать на луковой полянке, только с чаем. Завтракать буду завтра на Каракабаке. Связалась с мамой и ребятами (они отписались, что уже на Солнечной).

Одно желание — напиться вдоволь и вытянуться в спальнике. Очень тепло и абсолютно безветренно. Днём было гало вокруг солнца, но дождика сегодня не случилось. Но и закат не показали — небо равномерно затянуто. А днём, пока шла под солнцем, успела обгореть.