24 сентября 2019

1, 2, 3

Маашей — Орой. Вершина 2620 и возвращение в Чибит

1 августа
Вчера перегрелись у костра и поначалу было холодно спать. Не вылезала в звёздную ночь, дотерпела почти до утра.
Весь табор спит, а я позавтракала, умылась и стала собираться.

Оказалось, Боб с девочками не слышали будильника, встали последние. Я прорекламировала всем свой новый Frontier 85, Оля и Вероника примерили.

Потом прощальные исторические кадры — и в 10.20 я пошла быстро, в надежде на клубнику на склоне. Небо сегодня радует глаз причудливыми перистыми облачками.

Клубники не было вообще, чудом увидела одну недозрелую ягодку.
В 12 ч уже была у сухого русла Карасу, сделала первый перекус. Не получается долго отдыхать, гонит мысль, что во 2-й половине дня ожидается гроза.

На плато обнаружилась уверенная конная тропа, срезающая поворот дороги. Сзади показались конники с рюкзаками, а впереди на меня с любопытством смотрело небольшое стадо. Я решила пристроиться после конников. Они перебросили груз группы, шедшей с Ороя на Маашей, и возвращались. Стадо при ближайшем рассмотрении оказалось «наглой молодёжью», как сказал алтаец, — милые телята. С конниками шли 2 собаки, одна просто великан — белый алабай.

На этот раз мою каракабакскую тропу увидела с трудом. Отдыхала и заклеивала ногу уже у знакомого кедра.

Это было через 4 ч после выхода, а у кедров была через 5 ч (побила собственный рекорд?). Все стоянки ближе к домику уставлены палатками, потом насчитала 15 штук. Поставила лагерь у кедра, ниже которого устроили туалет — жуть, ненавижу кидателей влажных салфеток (потом сделала минимальную уборку).
Сходила за лепёшкой. Марина посетовала, что забыла меня предупредить — действительно, в этом году видят медведей, сама Тандалай видела медвежонка, говорит, они в районе средней стоянки на Орое (ну вот, а я собиралась туда перемещаться...).
Разговор с мамой не получился, общались через Вотсап. Сделала чай, посушила обувь и спальник. Тем временем над Курайским хребтом стала греметь и сгущаться чернота. Поспешила сделать овсянку, и вот, после 19 ч здесь слепой дождик, а далеко и высоко продолжает греметь.

Гроза пугала, приближалась, а потом внезапно стихла. Закат показывали красивый, но для этого надо было идти куда-то повыше.

2 августа
Проснулась около 6, тишина, только кедровки перелетают с дерева на дерево. Погода изумительная, поэтому после быстрого завтрака отправляюсь в 9.15 гулять — на горку.

Поднималась по одной из скотогонных троп, набрела на ручей (исток Ороя?), потом вырулила ближе к Ештыколу и увидела на склоне лошадок.

В 11 была на вершине. Состояние эйфорическое. Бросила вещи и пошла снимать кругозор (потом боялась, вдруг не вернусь к ним, но быстро нашла).

Потом поднялась к триангулятору сделать селфи на фоне вершин. Они сегодня видны все, кроме Куркурека, скромно прикрытого облачком.

Поэкспериментировала с видео в движении. Всего пробыла на вершине 1 час и стала спускаться по направлению Оройского перевала.

Через час уже посетила скалу. На дороге сидел (лежал) турист и курил. А я всё ждала, чтоб снять скалу в солнечных лучах.

В домике были алтайцы-путешественники на 3-х мотоциклах (видимо, из Белого Бома в Курай). Я спросила у хозяев про гору — называется Бисёга («богатый вождь»). Оказывается, там был похоронен алтайский вождь, это обнаружили геологи и раскопали могилу.
Через 4,5 ч ввалилась в палатку, до того сходив за водой. Хорошая прогулка! Все таборы ушли, никого нет, тихо, только мухи и оводы жужжат.

Прошёл какой-то одиночка, встал дальше меня. После 18 ч прошли с конным сопровождением какие-то старички; внезапно — УАЗик-буханка (может быть, из домика на Маашее?). А я блаженно ничегонеделала, переслушала снова музыку Дафера Юссефа, пыталась снять кедровые иголки против солнца (из 4-х батареек в живых одна + дважды подзаряженная по часу другая).
Вечер тихий-тихий (не считая криков кедровок). Переборола лень и сходила на перевальчик снять закат на Куркуреке.

Было очень красиво. На всё ушло 45 минут, но после прогулки тяжело было уснуть.

3 августа
Не спалось с полуночи до 3, смотрела на звёзды, пожевала сыр и курагу. А потом уже с 6 не спала. Внезапно (когда я завтракала) приехали алтайцы на вчерашнем УАЗике, Сергей (?) бензопилой повалил высохшее дерево и они его волоком в два приёма перетащили к домику.
Собралась и вышла в 10.30 и ка-ак побежала! Навстречу несколько групп, просветила их насчёт медведей. Остановки делала на поле володушки и средней Оройской стоянке, а свистеть в свисток начала ещё до брода. В общем, через 2,5 ч уже пришла на свою полянку внизу. Очень устала, но после водных процедур появились силы устроить головомойку. Хорошо! А потом ещё выполнила план на ягоды — у реки почти спелая смородина, а на лугу маленькие полузасохшие ягодки клубники.

На горушке поговорила с мамой. Кажется, МТС тут помощнее Билайна, но интернет так и не словила. А надо бы: пока ночью не спалось, нашла на Блаблакаре вариант отъезда — некий Марат едет из Курая до Нска, я сделала запрос от Кочевника до Бийска и попросила, чтоб ответил на Билайн. Мало ли, может у него нет места для моего рюкзака.
Гроза попугала и ушла в Акташ. Так сонно и жарко, перед ужином стала проваливаться в дрёму.

4 августа
Утро без росы, так не хочется уходить с моей полянки с прилипучими колючками. Собралась к 9.30, сбежала к домику, а там лопоухий дедуля совсем со вчерашнего в стельку (но про 100 р. помнит) и парень, который удивился моему рюкзаку и предупредил, что на мосту свежезалитый бетон. Ну, это-то проблемой не было, а вот скалу я так с рюкзаком и не прошла, поваляла его немножко. Отдыхать и снимать Чую не стала, поднялась, а там парочку туристов привёз на УАЗике молодой алтаец. Я ему сказала, что была на Шавле 25 лет назад, так он чуть проехал, затормозил и хотел подвезти бесплатно. Я отказалась и топала без отдыха до лиственницы на клубничном поле.

Вот там провела целый час, заодно и в телефоне посидела. Блаблакар отменился, ну и ладно.
В горы прошла группа человек 20. А я проскочила Чибит и около 13 ч уже получила в Кочевнике домик № 25 (только надо было подождать, пока его уберут). Цена — 1600 р. Попросила даже пол только подмести и не мыть — очень хотелось наконец переодеться и помыться, ибо очень-очень жарко. Даже окунулась в Чуе в купальнике, потом ждала, пока он и выстиранные штаны высохнут на берегу. Кстати, в домике и верёвка для сушки протянута.

Чувствую себя как на курорте. Прошла к поляне, и милая девушка сказала, что им двоим плюс кот тоже завтра уезжать и надо дождаться водителя припаркованного микроавтобуса.
По территории ходила бодливая смелая корова.
Да, я балда — тут прекрасный вайфай, а я им не пользовалась 19 июля.
Олег сказал, что если не договорюсь, с 8 до 10 проходят 3 рейсовые маршрутки — Кош, Улаган и Акташ.
В 17 ч открылось кафе-юрта и я соблазнилась ассорти из помидоров, огурцов и перца: огромная коробка (350 г) за 250 р. Осилила за раз (даже с добавлением своего пюре) — какие резервы у организма, однако!

Приехали бийчане на ГАЗели с прицепом, но на завтра мест нет.
Прошлась ещё раз на поляну. Ура! — микроавтобус не едет, но в джипе есть одно место. Дядечка-шофёр в возрасте, им до Нска, я попросилась до Бийска. Отъезд в 7.30-8.00. То, что надо!
Вечером бродила, сняла Чую, отдыхала, перепаковывалась.

Перед сном выпила чая — снова с добавлением местного тимьяна. Заснула поздновато, будильник на 5.30.

5 августа
Всегда перед отъездом сплю мало. Так тепло, что под одеялом голышом было жарковато.
Попрощалась с Чибиткой. На берегу сидела-медитировала парочка, лицом к солнышку.
В 7.50 выехали. Шофёр Владимир, парень с рукой в гипсе (его сын?) Илья и Рома в тапочках. Вчера они ездили на ретранслятор, до того — на Марс. Типичные автотуристы.
Ехали с ветерком. По мере приближения к Чикету въехали в дождь, но сам перевал был уже посуху.

Сделали там остановку на туалет, а дальше — очень недолго на Семинском (там уже погода совсем наладилась).

Дорога в основном свободна, пробок не было.

На обед остановились в 12 между Усть-Мунами и Манжероком, в кафе-юрте «Кочевник». И засели там на целый час, т.к. долго готовили им манты, да и мой заказ. Я взяла пюре, 2 блина со сметаной, кофе и, за неимением овощей, салат «Фунчоза», из которого выковыряла капельки перца и помидора. Потом ещё пришлось взять травяной чай — запить сухомятку.

В Бийске были к 15 ч, вышла на площади недалеко от остановки «Дом книги». Тепло попрощались, еле впихнула Владимиру тысячу, а он норовил засунуть её мне за шиворот.
Через пару минут уже ехала в автобусе, всего остановок 6 до вокзала. Прямиком к кассам — билет на «Калину красную» в 17.30, за 368 р. Поставила возле людей с рюкзаками (пара с двумя детьми) свой и побежала в «Марию-Ра», быстро закупилась там и на автовокзале купила пломбир «Русский холод». Очень жарко, тут знойное лето.
В поезде было очень комфортно... и грустно, как всегда. В Барнауле отнесла рюкзак в камеру хранения (200 р.), поздравила милую тётю со вчерашним Днём железнодорожника. А потом — конечно вокзальное кафе! Сколько же в меня влезло — коробочка винегрета, коробочка крабового салата, кусочек хлеба и кофе. Буфетчицы, пользуясь отсутствием клиентов, отдыхали, с одной я потом в фойе разговорилась. Действительно, очень странно, такое вижу впервые за все годы — до самого отправления поезда я была одна рюкзачница на весь вокзал! Неужели все теперь пересели на самолёты?! Так грустно, и поговорить не с кем.
И в Бийске, и в Барнауле купила местные гостинцы знакомым. А лист брусники для мамы оказался производства Красногорск.

После заката прогулялась от вокзала через трамвайные пути до аптеки и обратно. Причина — мой голеностоп, не вынес он нагрузок последних дней, явно воспалился. Аптекарша посоветовала Вертекс — отечественный гель с ибупрофеном. Прямо в ожидании посадки и начала лечиться, ибо опухло и болит, а мне ещё на верхнюю полку лазить.
Сходила снова в кафешку, выпила стакан компота. Вкусно!

6 августа
Отправление в 0.30 по местному времени. Очень повезло с попутчиками: все женщины и все до Москвы. Да ещё и подо мной у женщины две небольшие сумки, так что рюкзак спокойно устроила внизу.
В купе Надежда, едущая в ж/д санаторий «Долина нарзанов» в Ессентуки, и Екатерина Ивановна, завуч и преподаватель немецкого и французского из школы в селе Островном Мамонтовского района, с внучкой 9 лет Лизаветой, с прекрасными косами. Им потом на Сапсане до Питера, а дальше путешествие по Европе (Италия и ещё что-то).
Уже не помню, проснулась ли в Карасуке. Кстати, ибупрофен очень пригодился и соседке — у неё от огорода прихватило спину.
За окном лето, в Омске на солнце было за 40. Стояли 54 мин, я пошла за булочкой (с черникой не было, а с киви оказалась не такая вкусная). В аптеке взяла эластичный бинт с застёжками, потом в поезде периодически заматывала ногу. Пломбир ела на платформе, болтая с мамой по скайпу.

7-8 августа
Дорога прошла в долгих разговорах с попутчицами обо всём на свете. Чего-то я устала, проспала не только Екатеринбург, но и Каму. Оказалось, что ночью на трассе сошли с рельсов пустые грузовые вагоны, поэтому нас пустили по другой ветке. Не узнали Красноуфимск (думала, вообще мимо проехали). Опоздание на 2 часа, соседки волновались, что не успеют на следующие свои поезда. Но мы как припустили! В Казань примчались раньше расписания на 20 минут! Потом начальница поезда при очередном обходе пошутила: «Догоним и перегоним!». Так и получилось.
Урал был хмурым, как и полагается, а от Татарстана стало светлеть. Да и в Москве после холоднючего июля погода стала налаживаться. Утром было тепло и без дождя. Дома оказалась меньше чем через час после прибытия. До свидания, любимый мой Алтай...