24 сентября 2019

2019, Орой–Каракабак (1)

2019 год, июль—август
Северо-Чуйский хребет
Чибит — р. Орой — Моховое плато — р. Каракабак — 2-е Каракабакское озеро (2336 м) — подъём на гребень водораздела Каракабак—Карасу (до ~2750 м, радиально) — р. Маашей — Моховое плато — вершина над пер. Орой (2620 м, радиально) — р. Орой — Чибит
16 дней, пройдено ~60 км (+17 км радиально)

(1) Чибит — Орой. Тропа на Каракабак через Моховое плато
(2) Каракабакские озёра. В ожидании солнца
(3) Радиалка на гребень. Встреча на Маашее
(4) Маашей — Орой. Вершина 2620 и возвращение в Чибит

Три лета без похода на Алтай. Немыслимая пауза! Душа просилась в любимые места, на Северо-Чуйский, и особенно к подножию Маашея, где так хорошо «зимовалось» в августе 2006 года. И где каждый шаг, каждая стоянка, и то самое тайное озерцо звучали именем Симонова, а теперь, с мая этого года — увы, стали «памяти Симонова». Но, как это почти всегда бывает на Алтае, наполеоновские планы пришлось из-за погоды перекраивать на ходу, и в результате снова получилась простенькая прогулка на «курорт Каракабак». Зато удалось, как следует вымокнув, разведать вожделенную короткую тропу по верху Мохового плато, а также добраться почти до вершины гребня, с которого открывается прекрасная панорама всего Каракабакского ущелья. Ну и вишенкой на торте — встреча на тропе со старыми друзьями, как бы невзначай (на самом деле — заранее мной просчитанная), вечерние посиделки у костра и созерцание радуги на закате.

Чибит — Орой. Тропа на Каракабак через Моховое плато

16 июля
До последнего держалась, никому не говорила, что намечаю ехать наконец-то, после трёхлетней разлуки, на Алтай. Боялась, что снова сорвётся.
Поезд № 136 теперь уходит в 18.50. Был будний день, в метро много народа в час пик, несмотря на лето. Приехала очень заранее — не хотелось попасть в прогнозируемый дождь, хоть это и хорошая примета. Не попала, даже порадовала этим Г.Еф. по телефону. Однако, уже на платформе, как раз к подаче поезда, хляби небесные угрожающе разверзлись тропическим ливнем, а мой 9-й вагон оказался не под крышей. Пришлось срочно доставать дождевик и чехол на рюкзак, который я в метро успела запаковать обратно. Стоявшие рядом отъезжающие бабушки поинтересовались весом рюкзака, а то я, снимая его, чуть не упала. Я сказала «21 кг», но на самом деле больше, вместе с содержимым маленького рюкзачка будет, наверное, все 23.
Милые проводницы проверяли билеты, стоя в тамбуре. Собственно, к этому моменту ливень закончился, но капать продолжало.
Поскольку решение переиграть Кисловодск-Архыз на Алтай и согласие мамы произошли в начале июня, плацкартных билетов уже не было, пришлось брать верхнее купейное. До этого я брала плацкарт до Нска, но затянула с выяснением последующего официального трансфера по четвергам в Чибит от фирмы «Альтаир». А вот, не ездят они в этом году до Чибита! Но ничего, мне удалось через ВК найти подвозку из Барнаула — у турклуба «Скала» ехала группа в Актру как раз утром 19 июля.
Вагон был приличным, очень чистеньким, но дико неудобным. Очень узкое купе, раскладные лежанки, узкая лесенка на 2-ю полку (со следующего дня я лазила уже в тапках), с которой я неуклюже навернулась с самого начала; боялась, что будет болеть рука, а растянула что-то в левом боку.
Рюкзак поместился в поперечную полку; чтобы было легче запихивать, я всё же его частично разобрала; помог сосед. Подо мной до Барнаула ехала словоохотливая спортивная бабуля Галина Петровна, а напротив, от Москвы до Казани — петрозаводцы Света и Дима (имена требовала бабуля, такая вот супер-общительная).
Отключилась я вечером очень быстро.

17 июля
Соседи мило храпели ночью на два голоса. Проснулась рано, голова тяжёлая. Очень дуло из кондиционера, потом заткнула его чехлом от рюкзака, полотенцем в пакете и пакетами, почти по всему периметру. И дробное утреннее питание не сняло головную боль, пришлось пить цитрамон.
Погода восточнее Москвы наладилась. Вышла в Агрызе на перрон поговорить с мамой по скайпу, даже сфотографировала здание вокзала с куполами.

Вечером — Красноуфимск, арочные мосты, туннель — всё как всегда. После Агрыза новые соседки: одна до Тюмени, другая — до Ялуторовска. Но главные действующие лица в вагоне — дети! Алиса управляла двумя мальчиками из соседнего купе плюс двоими белобрысыми (я думала, братья, но ошиблась). Ор, топот, капризы и игры по всему коридору. А моя старушка рассказывала, как когда-то была в круизе по Волге с «Аншлагом» на том же теплоходе.

18 июля
Тюмень была в 5.30 по местному, а я проснулась ещё раньше. Надо же, ночью так крепко спала, что не заметила Екатеринбург. Ввалился новый сосед — вахтовик из Алтайского края, причём на полной громкости: «Оба-на, девчачье купе!» Извинился, что будет храпеть, но скромно сопел почти весь день (видно, всю ночь от Уренгоя до Тюмени квасил).
В Омске стоянка 42 мин, я сходила за плюшкой и вкусной булочкой с черникой. А вот мороженое совсем не впечатлило. И воды прикупила, а то мало пью. Опять поговорила с мамой.
От Татарской поезд едет в режиме пригородного, стоит по 1-2 мин у каждого столба.
Про белобрысого капризного маленького выяснилось интересное. Галина Петровна пригласила их к нам в купе поиграть, они пришли с целым пакетом фигурок динозавров, долго тихо с ней беседовали, так что родители того и другого спохватились — где дети? Так вот, Вася Малой с пшеничными волосиками 3 (трёх) лет знает и различает тираннозавра, трицератопса, диплодока и т.д. «Пак Юского пеиода». Мы хором посоветовали папаше: к Галкину в «Лучше всех», срочно!
До Карасука так и не спалось, спустя остановку вышел храпун, на его место пришёл парень с пивным животиком, и вот он-то храпел на славу!

19 июля
И всё равно часа 4,5 я на сон урвала. Беспокоило, что надо снова рюкзак собирать, в такой тесноте. Но ничего, даже и кофе с кексиком успела выпить.
Алтай встретил туманами на берегах Оби и теплом. Вышла через ворота на площадь, уточнила, как идти к гостинице (там была точка сбора группы). Выписала ненужные кренделя по скверу, можно было идти по улице всё время. А у гостиницы уже грузили рюкзаки в прицеп жёлтой ГАЗели, и это были мои ребята. Инструктор — Александр Фадеев, всего 7 человек — пара из Барнаула, девушка Таня, спортивный контрактник в берцах из Воронежа, разговорчивый Женя из Красноярска, который уже ходил со «Скалой», и ещё барнаулец, который почему-то напоминал мне Игоря Глущенко. Водитель — Алексей Попов, из Бийска (а хозяин машины — Евгений, его внук что ли). Погрузились, проехали немножко, где взяли на борт продукты и троих участников. Подъехал провожать Алексей Арапов (а списывалась я с его женой, Светланой). 2000 р. отдала Саше.
Выехали довольно рано, в 6.40, по пустым дорогам и туманным гречишным полям ехали под всякие разговоры. [Больше всего мне понравился рассказ Жени, который только что вернулся из похода Аккем-Кучерла, об одном туристе-праноеде. После нескольких дней плохой погоды тот побирался по стоянкам со словами: «Солнца давно не было, не дадите ли немножко колбаски?».]
Остановились поесть в Сростках. Саша сказал, что в Бийске хорошая столовая «М-52» теперь возле музея, и ещё есть кафе, где кормят огромными чебуреками. В Сростках взяла крепкий кофе и коробочку капустного салата (в надежде на обед дальше по дороге).
Водитель разоткровенничался, рассказал, что у сына инсульт, зарабатывают на лечение, продали уже 2 машины. До Маймы вроде ехали нормально, а потом — ремонт чего-то под капотом (хорошо, что совместилось с пробкой, но затянулась она на целый час — ремонт дороги). Возле аэропорта, кстати, какая-то солнечная электростанция и развязка, которой не помню раньше.

Туекту со столовыми инструктор проспал, перед Чикетом опять стояли, остужали радиатор. Водитель напрягался и из-за поломок, и из-за отсутствия паузы на обед. Ребята решили перекусить взятым в дорогу. А я поняла, что горячая еда уже не светит (да не очень-то и хотелось, ничего и так не лезло).

В общем, в начале 7-го вечера с горем пополам добралась до Чибита. Да, в Белом Боме набрала воды и рюкзак перенесли в салон. Шофёр не знал, где поворот на Кочевник, немного проехал вперёд.
Дошла до администрации, и Олег сказал, что свободных домиков нет. Палатка — на той же поляне, уже 200 р. Поставила лагерь, переговорила с мамой. Выпила кофе с булочкой (о полноценном ужине не могло быть и речи) и решила хлебнуть на ночь масла. О ужас! — симпатичная маленькая бутылочка протекла, то ли из-за неродной крышки, то ли из-за пластика. Надо срочно искать завтра в магазине замену. Вычерпала ложкой масло прямо из пакета, и как-то некомфортно стало, заела аскорбинкой.
Полчаса, наверное, поспала, и вдруг в 23 ч такой дождь со шквалом! Гроза полыхала вдали, я только успела перед ливнем сбегать в туалет. Дождь закончился, и вдруг как шандарахнет сильнейшая молния и гром, раскатившийся по всей долине. Ну здравствуй, дорогой мой Алтай!
...А на остров здесь уже не перейдёшь — протока Чуи стала полноводной.

20 июля
Проснулась рано. Решила наконец свои туалетные проблемы, запихнула в себя гречневые хлопья и чай из здешнего тимьяна. Копалась долго и вышла только в 9.20.
По пути к заправке алтайка заговорила, приглашала на постой — ул. Молодёжная, 15, 500 р. за ночь, Любовь Пантелеевна, работает на базе «Шавло».
В Чибите зашла в магазин, купила 0,5 л Калачинской газировки. Зашедшего туриста попросила подать рюкзак, он изумился весу.
На Чибитской поляне вообще никого. И коров по пути мало, и даже суслики куда-то подевались. Погода была очень ходовая, но сильно парило. Мимо ездили УАЗики, предлагали довезти. А я монотонно топала и дотопала-таки до моста.

Сначала без рюкзака до середины прогулялась. Семья с девочкой как раз переправилась; смотрела, что они как-то колбасятся после моста — теперь надо и Орой переходить. Встречная девушка сказала, что там доски, но шатаются. А для меня проблемой оказались не они, а перелаз скалы до того.

Дотащилась до домика, а тут просит 100 р. дедуля, однозубый и очень-очень лопоухий. Он тут живёт, теперь не в домике, а ближе к мосту. Сетовал, что доски для перил мокнут, а строители что-то не спешат.
Лето позднее, ягод нет вообще, даже клубники на лугу. Рассказал, что тропа от старого моста стала хуже, что-то там в 2013-м обвалилось и теперь с одной стороны обрыв, с другой — скала, коноводы боятся, но рискуют. Тут и по мосту недавно рискнул один провести коней — трое прошли, а последний сиганул в Чую, но выплыл. Не знаю, уж пошутил или нет, но рассказал, что в районе верхней скалы уже 4-й год живёт медведица, и недавно он её с двумя медвежатами видел на тропе (помогал женщине нести рюкзак, вдвоём пришлось визжать).
В общем, не отдохнула тут и доползла (мимо домика и поля жгучей крапивы) до стоянки к 13.00. Поставила палатку на траве, сходила на холм и одну минутку поговорила с мамой.
Дождь собрался к 17 ч, покапал полчаса, потом ещё пару раз. Я ходила чуть-чуть босиком, стояла на столетнем пне. Тут стоянка дичает, хотя в беседке были следы пребывания — оставленная баночка чего-то вроде арахисовой пасты. Собак в домике теперь нет, никто и не приходил.
После гречки легла, и сон сморил часов в 8 вечера.

21 июля
Ночью был дождь, под утро слышала гул самолётов. Проснулась в 5, потом та-ак провалилась в сны — аж до 7.45. Ну, ранний выход бы и не получился, т.к. очень сыро.
Умывалась, ела, собиралась и с мокрым тентом вышла в 10.30. Подошла к пришедшей снизу тропе — а тут огромная группа красноярцев, человек 15. То пропускала, то уходила вперёд, и, несмотря на тяжёлый рюкзак, была на стоянке в 11.50 — моя норма. Перекусила, пошла снимать цветущий багульник (вижу впервые).

Ягод нет никаких, грибочки попадаются.
Подошла ещё семья, а красноярцы остались отдыхать, но потом быстро нагнали. В 13.05 была у брода, через 25 мин опять привал. Володушку собирать не стала. Меня обогнала парочка с ледорубами и касками, потом я слышала, как у встречной группы они расспрашивали про Абыл-Оюк.
Погода сегодня просто нереальная, безветрие полное. Шла без кепки, на броде даже голову просоленную смочила.

Моя стоянка «Орой верхний» свободна, была тут в 14.45. Палатку поставила повыше, а то моя на мхах уже не на мхах, а на корнях. Да, и на предыдущей моей [над водопадом Ороя] лежит огромный ствол, передвинули его, что ли...
Обмен смс, водные процедуры — и чай! Тут столько комаров, что долго не погуляешь. Я всё же прошлась по окрестностям и выше по тропе нашла нужные к ужину моховики. Будет лапша в грибном бульоне. Кажется, предыдущий отсып придал сил, не чувствую себя слишком разбитой.
Вверх прошли 3 коня с рюкзаками и туристами, спустился одиночка; собак в домике не слышно.
Костёр сходу не получился — ну и ладно, буду отдыхать.
В темноте далеко были сполохи и раскаты грома, но гроза прошла стороной.

22 июля
Опять ночью капал дождь и летал самолёт. Спала непонятно как, часа в 2 ночи включила Нокию почитать ответную мамину смс. Подъём в 7, всё так же сыро, безветренно и облачно, только на рассвете лучик пробивался.
Собрала рюкзак к 9, а в 9.15 как потемнело, как ливануло с грозой, до 10. Опять тент мокрейший. Делать нечего, вышла в 11, за 45 мин поднялась к домику. Купила лепёшку у маленькой Айсан (?), позвала старших. Марина меня вспомнила, а старшая дочь Тандалай сказала, что ездила с отцом по тропе на Каракабак.
Отошла к кедрам, набрала воды, отзвонилась маме. Балда, забыла вытащить поближе скрепочку для смартфона, чтоб проверить инет на Билайне [надо было вставить сим-карту], пыталась открыть палочкой, в результате отлетело защитное стекло.
В 12.15 пошла дальше, навстречу конные извозчики с рюкзаками. Через 45 мин доплелась до моего кедра отдыхательного — и очень кстати! Тучи начали проливаться, даже градинками посыпало, стало холодать.

Пришли хозяева рюкзаков — группа молодёжи. Оказывается, они с Каракабака пошли именно моей тропой, но где-то сбились.

Делать нечего, под дождём почапала вперёд, быстро нашла начало тропы и не теряла её вплоть до холма со скалами. Сверху дождь, снизу мокрые кустики — и «фонарики», и штаны на коленях, и ботинки промокли вдрызг. Бодрая прогулка 1,5 ч без остановок, удачно найденная снова тропа на броде Карасу — ура, привал! И дождь прекратился, и грозовые тучи ушли, точнее, остались над вершинами.

Прошла ещё час, снова во мхах потеряла тропу. Идти в общем удобно, но утомительно. Чуть не наступила на змею, не поняла, дохлую или спящую.
Где-то перед последним подъёмом всё-таки достала телефон посмотреть трек. Оказалось, я очень близко к тропе с Карасу, и даже увидела наверху прямо по курсу тур. И даже на последних десятках метров очутилась на этой тропе. Всё, цель достигнута, новый путь разведан!
Ещё раз позвонила маме, сказала, что до кедров вряд ли дойду сегодня. В 17.15 пошла вниз, тропа в лучших алтайских традициях. Какой мокрый июль! Через полчаса была внизу, на стоянке много палаток, на разливах много коней. На ту сторону перейти по бревну невозможно [для меня]. Каракабак вообще тут теперь врезается в левый берег.
Наконец осенила спасительная мысль ставить палатку прямо тут, на травке. А на небе-то всё развеивается, тепло, хорошо! Завтра буду всё сушить.
Напилась какао, потом даже были силы сделать и съесть гороховые хлопья. В 20 с минутами отрубилась.