29 августа 2015

2015, Сказки Чибита (8)

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Обратный путь

8 августа
Поздним вечером показалось, что мышка. Задраила входы. В 3.20 — нет, не показалось! Каким-то чудом в последний момент скинула её со ската, причём вход был приоткрыт и она могла упасть прямо на спальник. Стала размышлять в связи с этим, не двинуть ли обратно сегодня.
И тут — потрясающий рассвет! Бегала снимать с разных точек. Прямо, как я хотела для концовки фильма!









Очень тепло, росы нет, облака плывут с юга.


Идти или оставаться тут в дождь? Нет, не пойду. Над Ештыколом вообще тучи свинцового цвета. Голова сонная и тяжёлая. Наверное, будет сегодня «день пралайи».


Всё, больше чечевицу в поход не беру — тут, понимаешь, циклон, а я три раза в кустики бегаю! Никаких бобовых больше.
Сходила поболтать к Ревским (сына зовут Женя, третий — Лёша). К 11-му часу пошёл дождик, я даже уснула. В 12 пауза, 12 гуляющих вверх и двое остановились тут с рюкзаками, будут обосновываться. А потом ещё четверо Томск-Нск, и среди них — zvv, которому я отвечала на Алтай-фото о Мажойском мосте. Поход развиртуализаций какой-то! Очень кстати угостили чаем в 14 ч. Они используют новое костровище на этой стоянке, но лучше б его не было — от искр обгорает кедровая хвоя.
Хорошо, что я никуда не пошла и вообще переехала сюда, где кедры создают стенку от ветра. Бедные ребята, идут по такому дождю на Орой, наверное...
Владимир приходил проведать, и тут выяснилось, что с моими соседями он когда-то вместе на пер. Крепком был. Алтайский мир тесен!
Такой ветер, что после дня дождя трава и кусты сухие. Вечером опять меня угостили чаем. Собираются завтра на пер. Барнаулец.

9 августа
Мышки не было! Проснулась в 4.30, соседи уже не спят. Ура, облачность есть, но пока не дождевая.
Томичи оказались из клуба ТАКТ, знают Могилёвых. zvv — это Виктор. Поинтересовались моей палаткой. Они мне кашку предлагали, а я к этому времени уже овсянку съела. И вышли в разные стороны в 6.30.
Я зашла к Ревским попрощаться, они ещё не вставали. И понеслась, пока не капает. За 45 мин спустилась, надела чехол на рюкзак и дождевик (странно, что сразу этого не сделала, штаны уже намокли).
С ягодной остановкой на морене (кислица поспела, а вот пахучую смородину всю съели) была на гриве через 2 ч.





Сделала прощальные кадры и пошла дальше. Ещё через час отдохнула, сняла горку в озерце.


А потом пришлось топать 2 ч, не присев, т.к. начиная с пер. Карасу я попала в тучу. В лицо холоднющий ветер и дождь. Сильно вымокла, но не останавливалась аж почти до пер. Орой. На этой стороне потихоньку прояснело, выглянуло солнышко, согрело и высушило штаны и дождевик.



На самом перевале не остановилась. Зашла за лепёшкой (80 р. и вместо 20 р. сдачи кусок сыра-курута). Хозяйка меня по прошлому году вспомнила. Уточнила у неё названия: Бахсырга и Казандюгёль. Она тоже считает, что раз не попала к озёрам, значит, духи не захотели.
Прибежала на свою лесную стоянку ровно через 6 ч. Тут парочка уже уходила. А выше группа обедать собиралась, и сказали, что рано утром вниз прошли, возможно, шестеро. Интересно, где же ребята сегодня ночевали?
Отписалась маме, напилась чаю с лепёшкой и перекусом — и растянулась, даже чуть было не заснула.
На стоянке жуткий мусор, я даже сфотографировала безобразие на месте костра. Что ж за уроды...



Вверх-вниз ходят люди, у домика лает собака, а я немного походила, поклевала почти созревшей смородины, потом сделала суп и опять хочу лежать.
Тихо, солнечно, не очень похоже, что послезавтра будет мокрый снег. Не хотелось бы...
Сегодня был выполнен традиционный походный минимум: упала с рюкзаком, прошла час под дождём, палатку ставила под начинающейся 2-й серией (коротенькой). Потом сушила и её, и тент с внутренней стороны, да ещё вывалянный в хвое.
Когда подходила к пер. Карасу (кстати, тропа таки расплывчатая), повстречался конник. Искал коров, удивился, почему не пошла по более короткому пути.
В 18 ч на соседнее место на стоянке пришёл снизу новосибирец. Он приехал улаганской маршруткой, взял в кассе последний билет. А в 10.40 маршрутку отменили.
В процессе разговора выясняется, что он — знакомый Насти, с которой на Мюштуайры встретился Саша З. Тесен мир! Дал свои интернет-координаты. Сергей пишет на Форуме Винского о своих гималайских походах, они с женой ходят именно по нетрадиционным тропам. А с москвичами познакомились, когда его жена на Кони-Айры распорола камнем ногу.

10 августа
Снились то Сима с Ритой, то какие-то ополченцы, то лестница в музучилище. Ночью капало и в 5 ч пролилось, солнца нет. Опять побеседовали у костра с Сергеем. У них вокруг Аннапурны было 28 ходовых дней (с заходом в АВС)! Был и в Лангтанге, а планы на Манаслу накрылись из-за землетрясения.


Ушёл он рано, я валялась, пила чай. А около 11 — очередное чудо: по тропе поднимаются 3 израильтянина! Уже больше 7 месяцев путешествуют, после армии; были в Китае, Монголии, теперь после Шавлы в Нск — и в Москву. Галь из Кфар-Хасидим (под Хайфой), два брата из Маалота (бородатый Ханан (?) и Итамар, который застал прошлогоднюю войну). Оказывается, очень мало об этом районе информации на английском. Приятные ребята.
Пользуясь затишьем, быстренько собралась и за час добежала до стоянки над водопадом. Только поставила палатку — и тучка начала проливаться.
По пути не останавливалась, хотя уже и брусника появилась, а голубика так напомнила кураганский апофеоз.
Получила-отослала sms (еле ловит на мысу или ниже по тропе), пошла за ягодами и грибами. Нашла два упитанных моховика-близнеца. А на крутом спуске к воде — изумительная спелая чёрная смородина. В общем, все радости вместе, да ещё к вечеру и солнце согрело, я немножко позанималась.
Пришли ночевать люди, человека 4.

11 августа
Тихо-спокойно, без мышек (плюю три раза), но холодновато. Вроде на востоке ясно, но с запада тянется дымка. Уже 8 ч, а солнышко сюда пока не дошло.




Не стала ждать тепла и, после чая и сумасшедшей смородины на десерт, наконец устроила головомойку!
Уже 10 ч, а соседи не спешат уходить. Ушли наконец, я сначала сходила за грибом к супчику и жимолостью, потратила последние кадры на этот же гриб с голубикой и кустик брусники на корне.




Поцигунилась на солнышке. В 3-м часу началось движение по тропе. И... я же чувствовала, что чудеса продолжатся! Сначала мне на руки садилась бабочка, а потом на стоянку поднялся Юра из Киева [впервые мы встретились ровно год назад на этом же месте!] с отцом, который живёт в Барнауле и мог бы меня подбросить, но он уже завтра утром уедет, а ночевать будет перед Чикетом. Я всё-таки хочу лишний день тут побыть.
Увидела ту самую сверхлёгкую палатку, шитую женой Юры по немецкому образцу (очень лёгкие ткани, два тубуса, без юбки тент и крепится липучками к дугам). Жена в начале июля уже сходила в Актру, а он теперь хочет дойти до Талдуры и вернуться через Купол.
Перед их приходом пришла собака, она за ними увязалась от домика (они шли от старого моста).
Хорошо, что у меня в последний вечер была возможность посидеть у костра с приятными собеседниками. Оказывается, Юра работал гидом в «Рафт-Премьере», в 2003 г. Путина они сплавляли; Катунь он раз 40 проходил. Вдвоём с женой на катамаране они дважды проходили Аккемский прорыв (после походов на Белуху). Жена Наташа тоже была конно-пешим гидом, горница, ходят на Алтай по очереди (не могут дом, где живут, надолго оставлять).
На закате пришли два подростка и мужчина, а затем большая группа из Кемерово. Троица стала рядом со мной и вывела меня из себя на ночь глядя: срубили на дрова молодую изогнутую лиственницу и жгли костёр в корнях рядом с палаткой.

12 августа
Спала часов до 3, вылезла в 4.30, потом опять дремала. Утро обжигающе-прохладное. Пёс вчера ушёл и вернулся с троицей, теперь ко всем ластится, ждёт завтрака.
Хотела попрощаться с Юрой и Сергеем, а они уже убежали, пока я распивала кофе с лепёшкой и сыром. Пошла вверх по тропе напоследок, поела голубики и добрела до стоянки. Там парочка автостопщиков, сделала доброе дело — объяснила, «как пройти в библиотеку». У них всего 3 дня на прогулки.
Со стоянки я ушла последняя, в 10 ч. За 35 мин сбежала к мосту, а «кассиров» нет. На мосту ворота, которые просят за собой закрывать (на табличке написано). Очень тяжёлые и сверху с колючей проволокой. Сделала пару кадров Чуи.



Впереди маячили трое с рюкзаками, догнала их уже в Чибите — сидели на ступеньках магазина.
Погода с облачками, парит, тяжковато. На подходе к Чибиту созвонилась с Иваном Замчаловым и, на моё счастье, завтра с утра забирают 10 чел. из Курая до Бийска. Водитель — Борис-кавказец, который увозил меня в 2012 г. из Тюнгура. Я как чувствовала, даже иногда пугаюсь такой своей внезапной проницательности.
В 13.15 уже заселилась в домик «Кочевника» (уже 1200 р., но я же на дороге туда как раз такую сумму и сэкономила). Есть электрический чайник, так что газ и кастрюльку не пришлось доставать.
Наконец на связи появился сам Борис, договорились созвониться утром. Хоть бы дождя не было... Неохота тащиться назад до остановки.
Ела облепиху, немножко пофотографировала, сходила к трассе.





На территории все жгут костры, вроде буйно-шумных компаний нет. И пеших туристов, кроме меня, нет.
Солнце на западе проглянуло в дырку облаков как ослепительный глаз. Спасибо Алтаю за эти чудесные 16 дней!

13 августа
До 1 ч спала крепко, потом не могла заснуть. В окошко гляделись звёзды, но небо в облаках. В 4-м часу дождик, но к рассвету прекратился, услышав мои мольбы. К 5.30 уже полностью собралась. Тихо, тепло и торжественно.
В 6 утра водитель сказал, что ребята ещё не собрались. Из Курая выехали они в 7 ч, и к 7.30 я была у знака-указателя на «Кочевник». Жёлтая ГАЗель подъехала ещё через 15 мин. Все рюкзаки на крыше, прикрытые тентом, и только мой — в салоне. Сидела рядом с руководителем в задней части машины.
Это группа из Чебоксар, исключительно приятные ребята — 8 мальчиков и 2 девочки. Оказывается, у инструктора Валеры свой скалодром, и это не спортивная группа, не официальный поход. Были в Актру, до Купола не дошли, сходили на пер. Учитель. Валера говорит, там дикое количество народа и машин. Туда их забросил Болтоков, обратно шли пешком до Кызылташа.
Валера был в 2005, 2010 гг., проходил пер. Каракабак (верёвок 10 вешали на шавлинской стороне).
Сейчас в Актру встретили «лосей» из Нижнего Тагила, которые идут маршрут 6-й категории через Сев.-Юж.-Чуйские и до Тюнгура.
Дорога прошла легко, после обеда в Туекте начали азартно играть в «Есть контакт». Настя, Лена, Виталий, Артём, Дима, три Андрея, Саша.
Увы, жара даром не прошла — горит лес на Чуй-оозы и в районе Купчегеня. В Онгудае на прощание поговорила с Петром.
Въехали в Алтайский край, пасмурный. В Бийске накрапывало уже перед моей посадкой в автобус. Рюкзак стоял под присмотром чебоксарцев, а я сбегала за овощами и в «Марию-Ра». На площади выстроили огромный торговый центр и подземный переход!
В 18 ч с минутами поехала в почти пустом автобусе. Дорога на этот раз получилась немыслимо дешёвой: Борис запросил всего 500 р. плюс 360 р. автобус.
На Аржан-су делали сувенирную остановку, так что в Барнауле мне уже ничего не нужно. Купила крем с календулой, брелки, набор баночек мёда, магнитик.
По дороге в Барнаул в небесах на западе был «портал» среди туч. Ужасно клонило в сон.
На вокзале первым делом съела борщ и салатик, но бодрости это не прибавило. Встретила свежевымытых чебоксарцев — их вагон «Бийск—Москва» прибыл минут на 10 раньше меня. Выходить им в Канаше, едут в 6-м вагоне, а у меня 13-й. Ещё по залу бродили «космические» на Тюнгур — возвращаются в том же 5-м вагоне. И известный негр — завсегдатай Алтая (наверное, рикловец), который потом оказался в моём вагоне.

14 августа
Пока-пока, Барнаул! В купе мама и дочь (а сначала я думала, что подружки), ходившие с «Походником» Кучерлу-Аккем. А в Алтайке сел прокуренный Владимир, возвращавшийся от внучки в Рязань. Заснула быстро, хотя рядом на боковых резвились дети.
В Карасуке уже была бодрая, начала пить-есть. Поздравила Боба с возвращением, и сюрприз — они не переезжали в Чибит и не мокли 8 августа! Так вот почему от них не было сообщений!
В Омске купила воду, съела пломбир, пообщалась с Настей. Их группа пока квёлая, досыпает.
Ну и, как я и чувствовала, отсутствие sms от мамы сегодня было неспроста. Не выдержала, позвонила — а она в «Барзилае», но даже дала трубку медсестре, которая сказала, что всё в порядке, но задержали для обследования. Ночью сильно прыгнуло давление.
Я тут же, как говорится, выпала в астрал и проспала 2 ч от Омска до Называевской. Потом возникло ощущение, что всё, может быть, действительно нормально.
Вечером с Лерой разговаривали на темы музыки, кино, многомерности. Очень интересная, своеобразная девочка, чуть-чуть напоминает Маус. Маму тоже зовут Наташа. Она дала ссылку на сайт туристов по Подмосковью; сама она каждые выходные ходит. Ещё сайт «Запрещённый МГЦТК».

15 августа
Урал утром был довольно хмурый. А вообще всю дорогу над степями меня снова восхищало многослойное стереоскопическое небо.
Каму, к сожалению, проспала. В Агрызе сходила к 6-му вагону и сделала чебоксарцам заявку, что мы с Лерой придём играть. Прошли через половину поезда, и я у ребят была с 12 до 15, а Лера вообще вышла в 19.20 с ними в Канаше, нагруженная их не съеденными в походе сладостями. Даже мне перепало 0,5 кг халвы на память.
У нас на боковых от Куеды до Казани ехал башкир, который, как и наш попутчик Владимир, служил на Камчатке в морфлоте и того же возраста. Вспоминали былые годы.
А наш алтайский негр всю дорогу сидел с книжкой Булгакова.

16 августа
Проснулась в 4.20, почти за 2 ч до прибытия. Даже чашку кофе успела выпить на этот раз. За окном было ясно и, как выяснилось, совсем не холодно. Уже перед самой Москвой удовлетворила своё любопытство и поговорила с негром. Ну конечно рикловец, даже возможно тот самый, что сделал мне в 2012 г. внушение насчёт стоянки «Учителя». Я попыталась было высказаться в защиту Камня (зачем, мол, долбили), но конечно бесполезно.
Как жаль, что удивительное путешествие на Алтай было таким коротким...

1 комментарий:

  1. Спасибо, очень впечатлительно, как тебе удаётся упомнить столько подробностей и свести воедино? Прямо оркестр души! Так пусть надолго у тебя сохранятся эти впечатления и согреют твою душу - Пётр

    ОтветитьУдалить