29 августа 2015

2015, Сказки Чибита (1)

2015 год, июль–август
Северо-Чуйский хребет
Чибит — р. Орой — пер. Орой (н/к, 2229 м) — озеро Казан-коль — гребень пер. Баксара (~2500 м, радиально) — пер. Карасу (н/к, 2315 м) — р. Каракабак — 2-е Каракабакское озеро (2336 м) — перемычка между вершинами Охотник и Суворова (3030 м, радиально) — р. Каракабак — пер. Карасу — пер. Орой — р. Орой — Чибит
16 дней, пройдено ~83 км (+35 км радиально)

(1)   Чибит — Орой
(2)   Перевал Орой — озеро Казан-коль
(3)   Тайны Бахсырги
(4)   Ештыкол — Карасу — Каракабак
(5)   Каракабакские озёра
(6)   Между вершинами Охотник и Суворова
(7)   Каракабакские впечатления
(8)   Обратный путь

Невероятным, сказочным, чудесным, встретившим солнечным теплом и спелыми ягодами, хранившим меня от гроз и ливней — таким был Хан Алтай в этом году! И, как обычно, чуть ли не каждый день он подстраивал интересные встречи на тропах, подчас с сюрпризами. Такое впечатление, что пути людей, искренне любящих эти горы, обязательно пересекаются — рано или поздно, в той или иной долине...

Чибит — Орой

24-26 июля
На этот раз я намереваюсь повторить Каракабак (чтобы по максимуму быть на связи с мамой), но прибавить окрестности перевала Баксара [местные называют его «Бахсырга»], где не удалось как следует побродить в 2010 г. Поглядим, что позволит Алтай на этот раз.
К ребятам (Боб с девочками и СиМ), которые 12 дней должны уже отгулять на Аккеме и перейти до Ини, 25-го присоединится Лёша, а потом они быстренько должны заброситься (возможно, на конях) до стрелки Прав. и Лев. Шавлы. Куранду — прогулка до Кара-Оюка — Москвич-Орбита. У Вероники моя обвязка.
На вокзал пришла рано, нагло миновав просвечивающую машину — передо мной как раз парень протаскивал рюкзак, а я ограничилась рамкой в полный рост. Перед этим в метро какие-то вежливые люди дважды уступали место.
Почему-то мне дали билет в 5-й вагон, который прицепной до Бийска. Старый! Но это было на руку группе водников с катамаранами — они смогли уместить все свои страшные тюки. А я попросила руководителя забросить наверх мой рюкзак — на этот раз тяжёленький (~23 кг, т.к. опять с фотоаппаратом и аж 4 батарейками). Водники сначала идут на Катунь, а потом на Чую и в конце самые опытные — на Чулышман.
В вагоне ещё разношёрстная, мало представляющая куда едет группа коммерческого сплава и очередные «космические» тётеньки и дяденьки «к Белухе».
Мои соседи — мама с дочкой Юлей до Барнаула, на боковых — мама с дочкой до Бийска, 4-й в купе — 60-летний Сергей. 20-летняя Юля (студентка, будущий экономист) занималась раскрашиванием детских раскрасок, чем очень всех удивила. «Гвоздём программы» был Сергей — так и не признался, артист он, конферансье или кто-то ещё. Проговорился, что занял 1-е место на конкурсе чтецов им. Яхонтова, а 2-м был Игорь Скляр. Учился он в Свердловске, сейчас живёт в Гомеле. Отстаивая права курящих, без конца ходил курить между вагонами.
Две трети пути за окном было пасмурно и дождливо. В Агрызе и Омске поела пломбир. В Омске на площади снесли ларьки, мороженое в магазине выпечки.
После арочных мостов в небе нас долго радовала яркая двойная радуга. А когда сильный ливень струился по стеклу, я пожалела, что фотоаппарат в рюкзаке: можно было снять «кардиограмму» рельсов.

27 июля
Перед Барнаулом удалось поспать часа 4. Ровно в 6, ещё из вагона, позвонила водителю Сергею. Это просто чудо какое-то! — в самый последний момент на сайте blablacar.ru появилось его предложение «7.00 Барнаул—Чибит, 5 мест, по 950 р.». Буквально за 30 минут до выхода [на Казанский вокзал] я успела зарегистрироваться, написать ему, дождаться ответа и договориться по телефону. Голос понравился сразу. Обещание найти ещё попутчиков не выполнила: закон подлости — когда не надо в Тюнгур, так сплошные группы до Тюнгура!
Утром в Барнауле до посадки в машину успела нормально позавтракать в вокзальном кафе — салатик и компот из сухофруктов.
Ехала я, Денис (он почему-то все разговоры сводил к политике), Ксюша до Камлака, парень до Бийска, а в Бийске сели две парочки новосибирцев с рюкзачками (те проспали все красоты Чуйского тракта). Сказать, что ехали с комфортом — ничего не сказать! Машина «Истана» с кондиционером, ухоженная. Сергей за ней следил как за ребёнком, выходил смотреть колёса, как дверь закрыта. Он сотрудничает с Юрием Котенёвым (фирма «Мастерская приключений»), возит автотуры. А сам в 2013-м с сыном поднялся на Белуху! В этом году не смог в июне дойти до вершины Актру — фирн, кажется, помешал. Он и на великах с детьми, и зимой в Шерегеше на сноуборде. Очень располагающий к себе, чем-то напомнил Колю — поджарый, аккуратный, даже в говоре что-то украинское.
Ехали хорошо, поели на заправке перед Бийском. Сергей настоял, и я поела ещё винегретик и чай. А потом в Туекте — так же много и дёшево, как через дорогу в «Шёлковом пути». Ещё постояли напротив водопада Ширлак.
Я решила ночевать в «Кочевнике» — грех в такую идеальную погоду не искупаться в Чуе! У развилки распрощались, обнялись с Сергеем как давние знакомые, он даже высказал желание вместе сходить когда-нибудь.
В «Кочевнике» поляна свободна, только одна машина и 2 их палатки рядом. Окунулась, доела московскую еду, поснимала.

Подошли две сестрички из Нска, поговорили. Они нашли доставку на сайте алтайтревел. Уже были на Чулышмане и в Актру, теперь на Шавлу хотят.

28 июля
Думала, светает, а это два фонаря такие яркие. Звёзды мерцают, Млечный Путь надо мной. А вчера днём над Белькенеком восходила огромная луна и потом с трассы сверкал великолепный Куркурек.
Спала со странными нехорошими снами, в одном речь шла о сбитом самолёте, где было 62 ребёнка, в другом — поссорилась с Олей и Бобом.
Завтрак сделала из остатков еды в поезд — овсянка, булочка, сыр, чай. Вышла в 7.30 и уже жарко. Чибит пустынен, коровы жмутся в тень. Сняла с горки лагерь каякеров.

52 уфимца тоже там, говорят, с колясками и специальным КАМАЗом, загруженным едой.
Напротив селевого выноса посидела, поснимала орла и стрекочущие травы.

Турист глазами кузнечика

К мосту ноги сами понесли, а вот подъём после него к домику не осилила. Пока валялась в полном изнеможении, по дороге спустился алтаец, взявший плату, и с ним... Андрей Безруков, руководитель башкирской орды. Очень удивился, когда я его по имени назвала [перед поездкой списывалась с ним на предмет совместной заброски]. Они будут стоять на поляне на другой стороне Ороя и вообще, может быть, ни на какой Маашей не пойдут. У них даже велосипеды с собой!
Из-за жары чувствую себя очень тошно, и как назло возле домика рукав Ороя пересох! Посидела в беседке и поползла на стоянку в обход, а то у сарая на покосе виднелась белая собака.

В общем, еле-еле доползла до своей стоянки, там парочка уже уходила. Всё, больше сегодня никуда! До моста часа 2,5 тащилась и ещё до стоянки (вместе с отдыхом) час, наверное. Пусть уж лучше дождь, как пророчит в sms мама...
Выпила литра 1,5 за несколько часов и по-прежнему неважно. Гуляла на горку, где ловит связь, ходила охлаждаться к реке. Даже поснимала ближе к вечеру. С 16.00 на полчаса включили дождик.

Вечером спустилась парочка приятная из Новосибирска: она первый раз тут, он — инструктор, много где был, всё собирается на Голубое озеро. Я им дала координаты водителей. Потом подошёл алтаец, предложил довезти их в Акташ; у меня денег за стоянку не брал. И опять я тут совершенно одна, хотя тут столько места! Из-за речки раздавались крики уфимцев, приходила наведаться белая собака, как в 2011 г.
На другом берегу Ороя обнаружилась спелая чёрная смородина. Несколько раз делала сегодня цигун.

29 июля
Вот это да, как я проспала — 6.40! [На Алтае я обычно живу по солнцу, а из-за того, что после всех заморочек с переводом времени тут оставили 3-часовую разницу с Москвой, приходилось постоянно пересчитывать время, прибавляя час.] Погода солнечная с облачками; хоть вечером и капало, тент высох. Ночью будили шуршания, но я тут же засыпала.
Сделала пюре вместо риса, чтоб не задерживаться. Горло болит — наверное, акклиматизация и незакалённость (вчера в холодной воде много болтала руками).
Выход — 8.40, передо мной пошла вверх молодёжная группа. До скалы со ступеньками 40 мин, потом заклеила ногу и посидела. Была на стоянке в 10.10, а тут знакомые всё лица — Владимир Ревский! Я как раз перед отъездом заглядывала на его страничку ВКонтакте, видела, что он собирается в Фаны. Оказывается, их завернули при посадке в самолёт Челябинск-Худжанд (не брали с собой загранпаспорта почему-то), и они взяли билеты на Алтай. 30-летний сын его спал на пенке, а мы с Владимиром почти час проговорили — и о его походах, и о фототехнике (у него сейчас полноформатный Mark), и об Алтай-фото. Он очень уважает Анат. Алекс., и оказывается, вдохновлялся фотографиями СиМ. В общем, такая удивительно-неудивительная встреча. Сфотографировал часть моей карты — они же были не готовы к этому маршруту. Думают за 13 дней Орбита-Москвич — Терешковой — Эренбурга — Купол, смелые люди! При этом без кошек. Передала через них на всякий случай привет ребятам, вдруг встретятся на Юнгуре.
Голубика поспела, дважды останавливалась попастись. Странно, но сегодня только один конник с 3 лошадьми попался, может и правда на Шавлинских сейчас мало народа... или пересменка. Группа Ревского нагнала уже после брода, неплохо идут.
Как-то незаметно в 14.10 оказалась на своей любимой стоянке. Мама подтверждает: впереди два дня дождей, циклон идёт с юго-востока. Наверное, буду тут пережидать.
Постирала, сделала чай, потом погуляла вверх по тропе. Думала сделать костёр, даже веток принесла. Нет, так сухо, а его потом гасить тщательно... Неохота.
Ужин получился обалденный — рис басмати с одним моховиком (нашла у голубики). Так вкусно пахнет в палатке, боюсь, ночных гостей не миновать. По стоянке бегает бурундук, сделала ему строгое предупреждение.
Немножко поделала тайцзи. На закате поснимала цветочки у ручья — а-а, как я могла за 2 дня посадить батарейку, уже кончается!

Вечереет, пронзительная тишина. Облачка ползут, циклона не хочется. После заката тихо закапало.

30 июля
Никаких мышек ночью не было, но спала всё равно некрепко. Горло так и болит, «Холлс» вчера совсем не помог.
С 5 до 7 был дождь, а потом даже солнце проглянуло. После кофию с сыром в 8 опять задождило аж до следующей паузы в 13 ч. Сходила за водой в запас. Тут четверо колдуют над костром, уже спускаются. Сказали, что наверху снег выпал — прогноз подтверждается. А мне тут тепло, сыро, уютно, сытно и сонно.
Голубые просветы появились, но за горочку цепляются серые тучки. Погрела руки над углями оставленного костра. Дрова сырые, продлить удовольствие не получилось. Уже около 4 ч, а людей по тропе не слышно и не видно, и собака у домика молчит (вчера и сегодня утром лаяла). Только написала это, и вниз прошагали две девушки, с такими маленькими рюкзаками, эх... Вчера на подъёме сказала встречному: «Когда уже придумают самоходные рюкзаки». Он ответил: «Это называется лошадь».

Под вечер пошли и конники вверх, и дождь тоже. А потом и сильнейшая гроза, но её эпицентр был где-то над Курайским, а тут было гулкое эхо.