21 апреля 2015

1994 год, июль — август
Северо-Чуйский хребет

Чибит — Орой — Ештыкол — Шавлинские озёра — Ештыкол — Орой — Чибит
21 ходовой день, пройдено примерно 80 км (+35 км радиально).

18 июля
Прощай, Москва! Великолепная пятёрка отправляется на Шавлинские озёра. Бобы, Семён, я и Серёжа, побивший всех по весу рюкзака — 36 кг! Он был несколько раз на Кавказе, восходил на Эльбрус. Рассказал, как над ними на Эльбрусе кружило облако-«хранитель», вроде летающего объекта; оно там всегда живёт и охраняет гору.

19 июля
Мы активно поедаем доп.-рюкзак Семёна, смотрим карты, высчитываем, когда же всё-таки приходит поезд в Бийск. За окном — солнечный день, на лугах «пасутся» дачки. Я смотрю и смотрю на облака, чтобы глаза напитывались и отдыхали.

20 июля
«Балда», «преферанс»… И… еда-а!

21 июля
То же и «города». Мы живём непонятно по какому времени, ощущение его стирается, но Алтай всё ближе, ближе. Уже появились тучки и следы дождя, однако!
Вечер — 5 часов в Барнауле; ни туды, ни сюды, всё закрыто, узнавать нечего.
Ночью переезжали Обь с отражением в ней почти полной луны. Серебряная красота!

22 июля

Бийские приключения. Приехали в 6.40 по местному. Цены обрадовали — всего 3500 до Горно-Алтайска. Вероятно, это слегка вскружило нам голову, и мы прозевали свой рейс и выехали из Бийска аж в 11.30. В автобусе страшно хотелось спать, голова отрывалась, но когда Семён сказал: «Справа — Катунь!» и показались горы, всю сонливость как рукой сняло и стало жутко весело.
В Горно-Алтайске сразу нашёлся водитель «бобика» «Вахта» Саша, который предложил отвезти на ночёвку к Катуни и с утра — до Чибита (за 250 тыс.).
Ночёвка славная, правда в двух шагах от Чуйского тракта. Шумели машины, на другом берегу пела Марина Журавлёва, и вообще ощущение, что ещё не на Алтае, а в каком-нибудь московском парке. Не верится, не верится, что-то внутри отказывается принять, что ты уже здесь.

23 июля
Дядечка не подвёл, приехал даже раньше, чем мы собрались. Ехали очень хорошо: Катунь, долина Семы, Семинский перевал, долина Урсула; сделали остановку на обед в Онгудае; перед Инёй — медные горы, крутой скалистый перевал — и снова зелёная Катунь, а потом серо-белая Чуя. Высчитывали-высчитывали по карте, когда же будет мост, где нам выходить — и всё-таки чуть-чуть не доехали. Из-за этого пришлось проделать «тренировочные» ходки в поисках тропы. Потом — наведение переправы через Чибитку: укрепили дерево через реку на память местным жителям (оно качалось, Серёжа его испытывал на прочность, перенёс потом по нему мой и Семёна рюкзаки).
Сегодня начали «есть» Семёна — у него второй по весу после Серёжи (36 кг) рюкзак. Стоим над Чуей. Сегодня «рождение» моей палатки (хоть бы ночью на голову не свалилась или не улетела).
Местный житель подарил рыбёшку и сказал, что на Шавле идут дожди и полно народу.

24 июля
Ночью подрагивала земля, может быть, землетрясение, а скорее всего, это Чуя ворочала камни.
Встали не спеша, пошли вразвалочку часов в 12. Сначала крутой подъём, а потом по лесу очень хорошая, щадящая тропа, с привалами в землянике. Вообще, ягод почти нет. Увидели первый бадан, марьин корень. Попаслись на бруснике.
Стоянка на Орое. Мне почему-то нравится эта речка. Навстречу нам группа из Бийска с Шавлинских озёр. Они измучились там от дождей. А нам пока везёт, только вечером дождик загоняет по палаткам спать и убаюкивает.

25 июля
Что-то поздно мы вышли. Тропа крутая (Боб сказал — «похоже на Кузуяк на Аккеме»). Шли очень не спеша. Тропа сделала крюк и опять пришла к Орою. Там мы сделали финиково-арахисовый привал. Дальше шли-шли через поля курильского чая, мимо удобных стоянок, но тянуло дойти всё-таки до перевала. И дошли! С одной стороны — панорама Курайского хребта, с другой — Северо-Чуйский хребет и был виден Маашей, пока его не затянули грозовые тучи. [Позже выяснилось, что это не Маашей, а одна из вершин в верховьях Каракабака.]

Фотографии сняты другими участниками похода. Сохранившийся у меня небольшой фотоархив (к слову, проявленный и напечатанный в домашних условиях) стал от времени бледнеть, желтеть и краснеть. Нынешние мои попытки «вытянуть» сканы привели к большому разнобою в цветопередаче, о чём заранее прошу прощения.

Семён отстал, и мы после перекуса решили спуститься назад. Заночевали на высоте больше 2000 м. Вечером нас посетил алтаец Коля, много говорил, как он помогает туристам, сказал, что здесь скоро будет война, учил нас алтайским словам. В конце плюнул в костёр, отчего тот ярко загорелся.
Спать было холодно. Серёжка пошел на горку за видами, ходил полночи.
Звёзды огромные, спутник пролетел.

26 июля
На небе уже и солнце, и луна ещё высоко. Ясно-ясно, мы встали и ждём подхода Сени.
«Взяли» перевал («дубль два»), потом — по заболоченным склонам. Вправо ускакал табун лошадей с чёрным вожаком. Шли-шли по жаре до Ештыкола, 2-я переправа через него — у впадения правого притока (или это он сам из озёр сюда притёк).

Потом попали в глубокое ущелье, и тропа уже началась «алтайская» — камушки, осыпи, корни. Обходили скалы, поднялись на смотровую площадку, откуда видны ледники в районе Шавлы.

Стоянку сделали у переправы через левый приток Ештыкола. [Ештыколом, в соответствии с имевшейся у нас двухкилометровой картой, мы называли реку, которую теперь принято именовать Шабагой.] Вечером, на удивление всем, до нас дошел Семён.

27 июля
Сегодня день отдыха. Погода нас балует, хотя уже чуть припугнула перистыми облачками.
Здесь какое-то сонное место: кедровая поляна, шумят две реки, ущелье узкое, скалистое. День вялый-вялый, все спят, кроме Серёжи (он ушёл куда-то).

Марина поставила свою палатку для сушки трав. Я собрала бадан, иван-чай, хвощ, смородину, бруснику; володушки уже целый букет (со всех стоянок и переходов).
Серёжа поднялся на гору, с которой видны все хребты и Белуха.

28 июля

Мы отмахали километров 15, прошли по Ештыколу до Шавлы, там оставили Семёна, а сами дошли до стоянки недалеко от озера. День был самый что ни есть «алтайский» — утром дождь, серые облака вползли в ущелье и взбодрили нас дождиком. Тропа мокрая, пришлось падать не один раз. А вообще погода была очень «ходовая».

По Шавле уйма комаров, здесь более болотно, чем по карте на Ештыколе.

С места стоянки — очень красивый вид на ледники и гору с рыжими скалами.

По пути нам встретились водники, трое бывалых альпинистов (они спустились с перевала и перешли Шавлу вброд), а вечером — амазонки-алтайки, девочки с детьми на лошадях и с собаками. У них красивые лица, смех, как у ниндзя из фильма «Убийца Сёгуна». Взяли у меня котелок.

29 июля
Вернулись с озера «индейки», сказали, что там никого нет. Боб их сфотографировал.
Идти до озера было недалеко, но круто. Пришли — и тишина, как будто храм. Озеро бирюзовое, таинственное. Я посмотрела по карте — оно выше и Верхне-Мультинского, и Кучерлинского (1983 м). Вдали — снежные пики, мы пока ещё не разобрались, где Красавица, где Сказка, где пик Сахарова.

Над лагерем — гора Бармалей с конусообразной вершиной. С неё, говорят, Белуха видна.

Серёжа сбегал вперёд, на Верхнее озеро. Там древняя морена, на которой полно спелого крыжовника (ура!); идеально трёхгранная гора (он её прозвал «пирамидой Хеопса»), которая стоит отдельно от хребта, и её можно обойти.
Мы поставили внушительный лагерь (4 палатки на 4 человека), отметили новоселье грибным супчиком.

Вечером озеро успокоилось и позволило Бобам и Серёже всласть пофотографировать.
А я пошла согревать свою палатку.