21 апреля 2015

1992, Мульта–Катунь (2)

Начало тут

19 августа
День удивительный! Утром был праздничный (в честь годовщины путча) завтрак — гречка с черносливом и «какава». Мы распрощались с Маусами и пошли. До брода нас проводили Кула (донёс мой рюкзак) и Костя. Камушки, потом всё время вверх по лесу по грязнючей тропе. Наконец выбрались на луг (лилии высоченные, вдали блеяли овцы).
Встретили пастуха на коне, он пригласил к себе в избушку. Высоченный, глаза хорошие. Василий из Краснополья Кадиевского района (!). 16 лет скитается по стране, на Алтае 1,5 года. Угостил нас чаем, рассказал, как идти к Озёрной. Шли-шли по высокогорью — Кисловодск!!! И орёл летел, и просторы те же, и летать так же хочется, и усталости никакой. Вообще, Тальмень и все эти долины какие-то благодатные. Золотого корня, маралового полно. Ниже спустились — сказка из фиолетовых и голубых цветов трёхметрового роста. В лесу — пихты, грибов много (каких-то слишком больших), красной смородины.
Спустились к мосту, где Озёрная вытекает из Тальменя. Вода чистая, речка глубокая и спокойная. На мосту сидел рыбак, советовал не делать долгий путь по Катуни, а пойти через 5 некатегорийных перевалов (обойдётся!). Пришли в избушку, оставили для Маус записку. Пошли дальше, Боб проглядел тропинку, зашли в болото (фу!). Вернулись, опять пошли вдоль реки, опять свернули не туда. Потом на тропе увидели свежие медвежьи следы (сначала в нашу строну, потом меньшие — в обратную).
Я набрала марьин корень. Шли-шли, до начала 9-го (никак не могли найти стоянку). Наконец, речка повернула, смогли к ней спуститься. Голос у неё ласковый, баюкающий. Ужинали при свете костра и звёзд. Да, а когда только пришли и ставили палатку, минут 10 стояла радуга, перекинувшаяся между двумя холмами — нас приветствовала, а может, в честь дня Преображения.

20 августа
Утро чудесное, небо голубое, солнце здесь до 9 часов уже встало. Над нами кружит орёл. Опять Кисловодск — уютно, домашне как-то.
Пошли по Озёрной, но как-то плохо идётся (наверное, не надо по утрам есть грибы). День витаминный — земляника, костяника, малина, черника, смородина. Встретили двух пастухов (один — на Озёрной, второй — вечером). Коровки от нас почему-то шарахались. Ближе к Катуни на Озёрной — скалы (как развалины крепости, серо-сине-красные) — «ворота к Катуни».

Около 8 вечера уже показалась Катунь — полнозвучная, мягкая, голубовато-зелёная. Голос у неё не такой, как у Озёрной.
Заночевали у трёх берёз (после шикарной пшёнки с молоком и изюмом).

21 августа

Вышли в 11.20. День шикарный, на небе ни облачка, ясность кисловодская и пейзажи такие же. Идём вдоль Катуни, продираемся сквозь высокотравье (легче идти, когда вспоминаешь «Стучаться в двери травы…», когда кажется, что трава тебя гладит по рукам и лицу). У меня болят ноги, попросила пихту помочь исцелить — и сразу как-то лучше стало идти. Привал под черёмухой — Боб меня сфотографировал (а до этого — на землянично-костяничном привале).

Сейчас на камушках на берегу готовим обед.
Дальше пошли — ужас, высохшие леса, место какое-то гиблое. Идти трудно — солнце, все раздражены, я учусь растворять обиду.
Ночуем на берегу на травке — мягко-мягко и просторно.

22 августа
Утром капало на палатку: думали — дождь, а оказалось туман и так красиво застилал горы! У меня с утра ощущение, что будет хорошо идти. Вышли без завтрака в 10.35. Катунские камушки, катунская вода, опять сумасшедшие травы.

Вышли к р. Тихой (течение сильное, вброд переходила, держась за Боба) — праздник!!! На радостях съели вкуснючей манной каши с изюмом и малиной.

Дальше «ломили» непонятно как, пока с того берега не прокричал рыбак (Бог его нам послал), что по верху есть тропа. Пришлось драться сквозь малину по склону (там я ещё марьина корня набрала). Ура! Человеческая тропа пошла. Дошли до заимки, сделали нелепый крюк в болото (ох уж эти кочки распроклятые…). Наконец, ещё один брод — р. Луковка и — заимка. Здесь и заночуем.

23 августа
Вышли в 10.35, сразу нашли хорошую тропу, потом вообще по тракторной; дошли до пасеки, а потом опять — «лом». Целый день шёл дождь, вымокли до нитки.
Остановились где-то не доходя Быструхи на полуострове. Ночью боялись, что Катунь поднимется и смоет нас.

24 августа
Погода неважная. Тропа всё такая же — то по лесу чудо, то по траве мрак. Как и вчера, мимо проплывали водники, но у них места нет. Влезли на скалы, собрали бадан. Стояли как на остановке транспорта, дрожали и ели сухари с мёдом — но некому было подобрать столь живописную группу.
Обессилели, спустились к стоянке водников — и дождь пошёл. О мама, конец света!

25 августа
Всё то же, всё то же. Ночью и днём лил дождь. К нам подъехал на катере дядька из Мараловодки, но мог взять только одного человека. Оказалось, что мы ещё не дошли до Быструхи, и вообще — хана! Настроение улучшилось к вечеру, выглянуло солнышко, подсохли дрова. Мы перестали караулить в глазок палатки водников (у них, наверное, сегодня выходной) под флейту Марины (Глюк, Альбинони, Марчелло и т.д.); поели гороха с овсом — и сидим, сушимся. Зачем только, непонятно… Боб принял решение в следующем году на Алтай не ехать — не портить тут погоду.

26 августа
Ночью меня донимали комариные укусы (под шум ужасного дождя). Вышли с неплохим настроением. Скалы, трава, лес, камни, ягоды и опять скалы… Встретили рыбака с сыном на катере (Маринка: «Вот, сынок, будешь себя плохо вести — пущу пешком по Катуни»). Всё как всегда, и вдруг — переправа через Собачью. Боб о ней сказал пренебрежительно, вот она и отомстила — пронесла по камушкам. Спасла нас с ним матушка-Катунь. Дальше — как убыстрённая киноплёнка, стучащие зубы и до-олгое обсыхание. [На самом деле, этот первый алтайский экстрим стал для меня почти нарицательным. «Собачья» — это такой брод, когда поток воды сбивает с ног. У нас получилось ещё веселей! Переходили речку совсем близко к месту её впадения в Катунь, вдвоём, взявшись за руки. Секунда — и вот я уже плыву головой вперёд вдоль катунского берега, лёжа на рюкзаке. Вижу Марину, которой удалось перебродить в одиночку, слышу крики где-то проплывающего Боба. «Зачалились» довольно быстро. После этого события у меня, кажется, появилась первая седина.
Так это место выглядело в 2012 году (фото Василия Прасолова, http://www.turizmvnn.ru/cont/show/40393/].

Так называемая «Собачья яма»
27 августа
Проснулись, поели гречневой кашки. Боб ночью обдумывал план — как в будущем переправляться. Марина пошла за ягодами — и (о, счастье!): нас берут водники до самой Усть-Коксы!!! Надувная лодка (made in USA), четыре мужика (Григорий Антонович — белорус, Александр Сергеевич, Павел Николаевич — самый опытный спасатель и проводник, и четвёртый, не знаю имени).

Выехали в 12.30, в 16 делали днёвку (хлеб! сгущёнка! суп с мясом!). Очень опытные сплавщики, такое блаженство было плыть. Нас провожали горы со снеговыми кусочками, орлы, овцы на скалах, утки (от которых «всё равно пахнет рыбой»), желтеющие, склоняющиеся в реку берёзы.

В 21.00 были в гостинице в Усть-Коксе. Началась цивилизация…

28 августа

Ночь прошла так себе. За окном брехали собаки, за дверью топали шаги, меня мучил комплекс, что Боб с Мариной на узенькой кровати вдвоём, а я шикую (Боря в конце концов лёг спать на пол).
Утром мы цивилизованно позавтракали в столовой и сели ждать автобус из Чендека. Как я и предсказывала, в нём оказался Лёша! Израненный, худой, чуть присмиревший. Он стоял на Верхне-Мультинском, набрал трав, золотого корня. Пристроился к группе из Новосибирска. С ними мы и ехали, как и сюда, в конце автобуса, вповалку с рюкзаками. Девочки симпатичные, научные работники из Академгородка — Таня, Люда (самые общительные, не первый раз на Алтае, ездили и в Среднюю Азию), Галя и Света. Дорогу перенесли как-то легко, незаметно. В Усть-Кане я (!) прибарахлилась (!!) — чай (хм!), изюм (о-о!), складной ножик (у Лёшки выпросила).
Было странное желание не смотреть на дорогу, на горы и орлов, которых покидала, а закрыть глаза и как бы всем телом (эфирным, что ли) ощутить прощальные поглаживания по спине алтайских кедров, пихт…
В Горно-Алтайске на автобусы опоздали, смеха Маус, увы, не услышали. Зато шикарно поужинали, даже объелись — творог с изюмом, кефир, хлеб, груши и сливы. Цивилизация!

29 августа

Как и прошлый раз, я почти не спала: замучил целый зоопарк (мухи, комары, прусаки). Зато с 2 до 5 ч послушала в себе свою будущую программу всю и Шопена прошлого. Сознание уже начинает работать в направлении дома, работы, учёбы…
А отключение от алтайского куска жизни я почувствовала ещё вчера, в автобусе: «я возвращаюсь в себя, мы разлетаемся по своим планетам».

Уехали в Бийск, сырое, прохладное, клонящее в сон утро. Приехали в десятом часу. Курсировали по городу — старому, новому… Магазины, столовые, машины, люди... Страшно захотелось назад, в лес, в тайгу, к ЖИВОМУ! Полдня комок у горла, слёзы на глазах и из глаз. Тоска, пустота, одинокость, усталость.
Вечером уезжаем в Новосибирск.

30 августа
Ехали в плацкартном вагоне — я с Лёшей и Боб с Мариной (на боковых).
В Новосибирске +8°С, 3 часа утра (по Москве), а мы (уже с билетами) радостно набежали на продукты (и семечки).
Я позвонила мамочке и после этого отвела душу, пардон, в шикарном WC.

30-31 августа - 1 сентября
Ехали радостно, поедая пирожки, булочки, овощи и сыр (из мусорки, добытые Лёшей — вспомнил хиппистскую жизнь)…

*  *  *
Вернувшись в Москву, я купила карту «Катунская подкова» и палатку из белого капрона. Другими подтверждениями того, что крещение горами пройдено успешно, были: возгласы «Тропа-а!» во время прогулок в городском парке, трудно сдерживаемое желание обнять незнакомых прохожих с большими рюкзаками, решительное перепрыгивание через лужи и хождение по грязи в любой обуви.