17 апреля 2015

1992, Мульта–Катунь (1)

1992 год, август
Катунский хребет
Мульта — Мультинские озёра — пер. Норильчан (1Б, 2650 м) — оз. Тальмень — р. Озёрная — р. Катунь — Усть-Кокса
18 ходовых дней, пройдено примерно 150 км.


4-7 августа
«Мы едем, едем, едем…» и едим, едим, едим… В нашей группе — Боря, Марина, Алик, Вера, Лёша и я. В соседней — Лёша (Кулу), Миша, Костя, Оля, Катя и Маша (Маус). Развлечения в поезде — преферанс, толкование гороскопов, игра в мафию (Алик с вильнюсцами из соседнего вагона). Время летит незаметно.
Вечером в Бийске Марина захватывает автобус до Горно-Алтайска. Едем ещё с 2 группами.

8 августа
Ночь на автовокзале в Горно-Алтайске. Куча звёзд на небе, кучки туристов, спящих на полу. Сна — ни в одном глазу.
7.30 — с небольшим скандальчиком (1 рюкзак = 1 человеку) выезжаем в Чендек. Дорожная эпопея: утрамбовывание друг друга, усушка и утруска всех внутренностей. Боб бегает в туалеты. Остановки — Шебалино, Усть-Кан, Усть-Кокса. Навстречу — 6 орлов. На предпоследнем перевале мы с Бобом увидели кусочек вершины со снегом. Самый красивый — последний перевал перед Чендеком.
Около 18.00 — идём по солнечной дороге к мосту через Катунь, платим за вход и разбиваем лагерь на берегу.
Трапезы, мытьё голов, установка палаток.
Ночью был дождь, костёр вспыхивал, а я ходила «отмечаться» (Маринкины грибы!).

9 августа
Утро сырое и прохладное. Горы синие в седых тучах. Ощущение, что я в Кисловодске. Группа Маус ушла вперёд. Мы двинули в Мульту, там ждали сначала лошадей, а потом загрузились в машину (дядьки с похмелья хорошие). Бензина хватило вывезти нас за деревню. Прошли чуть-чуть и «привалили» в грибах, малине, чёрной и красной смородине. День сыроватый, без солнца и ветра — идти хорошо. Ощущение Кисловодска нарастает. Следующая остановка — на мосту перед маральником (заклейка ног). Маринка немного раздражена, всё время идёт впереди. Лёшка идёт последним, силёнок мало. Боб дал мне для поддержания сил кедровую шишку. Только я подумала: «Моя шишка, Лёше не дам» — как свалилась, «упала на лицо своё». Показалось небо, солнце жарит. Идём последние км 2 и делаем стоянку на Мульте (за мостом через р. Михайловку). Всеобщее раздувание костра из сырых дров, пшённо-грибной обедо-ужин. Боб и Алик завалились спать. Я к ним присоединяюсь.
За день нам встретились парень из Новосибирска, мужчина из Запорожья (потом жена с мальчиком подошли) — советовал не идти на Норильчан, — и ещё пара. Все очень доброжелательные, мягкие, «кисловодские».

10 августа
Ночью было очень холодно и сыро. Вышли поздно, около 12 часов. Погода ясная, жаркая. Шли всё вверх и вверх с частыми привалами. Спустились к домику в долину Мульты — чаша, красотища, Кисловодск!


В качестве иллюстраций привожу фотографии друзей
(у меня фотоаппарат появился спустя четыре года)

Переправа через р. Крепкую — течение сильное, я отказалась отдать рюкзак, Алик дал палку.
Нижне-Мультинское озеро — в чаше зелёных гор, с зелёным дном. Сделали остановку у Маус и К°, поели пшеничной кашки.



Озеро встретило нас дождиком и раскатом грома. Пошли дальше — к Среднему Мультинскому. Идти психически было очень легко, но кеды — по уши в грязи. Шли часа два. Обосновались на месте, где были в прошлый раз Маринка с Бобом. Красота необыкновенная — вид на Норильчан, снежные вершины отражаются в воде; полнолуние. Боб делал слайды. Лёша допоздна играл на флейте («пейотные песни» + треск веток вокруг палатки => на меня напал страх).

11 августа
Ночь прошла хорошо, даже не очень замёрзла. В 9.50 из-за гор брызнуло солнце! Как хочется нарисовать эту красоту!



Подошла группа Маус, Дима (из фонда Рериха), скоро должны быть Алик с Верой. [Дима запомнился двумя смешными моментами. Когда группа Маус пришла на Нижне-Мультинскую стоянку, первый же встреченный ими незнакомый человек (это и был Дима) удивил Машу, произнеся «А ты не Маус?» вместо «Здравствуйте». А потом, уже на Верхнем озере, Дима ночью, исполняя песню «Под небом голубым» в режиме «повторять сначала» сжёг все собранные нами дрова.]
Говорят, на Верхне-Мультинском стоит Лысков с женой; может, покажет нам путь на перевал.
День солнечный (сушка, стирка, загорание). Рискнула даже искупаться в озере. Жевала кедровую смолу, сидя в кедре.



Как-то покойно, тихо, смиренно. Собрала иван-чай, курильский чай, лист брусники.
К вечеру собралась гроза. Я всё ждала радугу над снежными вершинами. Озеро заволновалось.

12 августа
Солнце встало в 9.55. В его честь запели птицы, озеро затихло. Я не удержалась и нарисовала нашу чашу.



Днём мыла голову, лежала на мхе, на лугу (читая Раджнеша). Сильный ветер, Боб говорит, что озеро нас выгоняет. В какой-то момент захотелось прочь от воды, ввысь, на простор. «Мне нужен воздух».
К вечеру озеро утихло. Пришел Лёша (целый день ходил по тропе на Верхнее озеро). Ночь сидели с Олей и Верой у костра. У Лёши что-то с коленом.

13 августа
Встали в начале 9-го, Лёша идти не мог. Разделили продукты. Вышли в 11.00. Переправа через Мульту (морена, брёвнышки).



Сначала было солнышко, после домика начался дождь. Тропа ужасная, размыло. Ощущение, что не идёшь, а едешь на роликовых коньках. У Веры что-то психи. Боб смотрел, как я иду, советовал не торопиться, не идти на тщеславии. Дошли до лагеря Маус в грязи и мокрые. Настроение идти на Норильчан кислое. Верхнее озеро очень красивое, цвета морской волны вроде.


14 августа
Спали втроём очень тепло и уютно. В начале восьмого Миша, Лёша, Дима и какой-то Толик из Белгорода собирались на заброску. Мы долго обсуждали перспективы, альтернативы, «покоряли» перевалы в ментальном теле и так и не вылезли. У меня ощущение пружины (как потом выяснилось, не на одном тщеславии). Погода очень изменчивая. После завтрака пошли на морену. Поднялись очень быстро. У меня никаких мыслей, решимость, образ паука. Вид сверху потрясающий — от снежных вершин до Нижнего озера и Уймонского хребта.



Ну, мы и отмахали. Сделали с Бобом привал у сухого кедра, сквозь который просвечивало озеро неземных красок. Марина поднялась выше фотографировать.
Спускаться, как оказалось, не так страшно, особенно если на 5 точках. Нас накрыл дождик, но камни не успели сильно намокнуть.
 

На морене полно бадана, чёрной (недозрелой) смородины. Золотого корня не нашли.

15 августа
Утром встали в 7.30, но погода быстро испортилась. Долго решали, идти на перевал или нет. Миша предложил компромиссный вариант — идти завтра в такую же погоду. Дождь лил целый день. Мы первыми собрали палатку и поэтому мыкались, как бездомные. Набились в палатку к Алику и Вере, играли в карты, Оля раскладывала пасьянс — и всё неудачно. В конце концов поставили палатку и залегли до вечера. Сплошной санаторий, мы — тепличные огурцы или куры гриль. Шаббат!

16 августа
Встали с ощущением решимости, непреложности; без судорожности собрались и пошли. Почти сразу на подъёме мой рюкзак взял Алик. Если бы не он, я бы не поднялась.



Алик, Вера и Лёша нас просто сопровождали до перевала. Лёша потом взял рюкзак сначала Марины, потом Оли. Перед снегом встретили возвращающегося с Тальмени Толика. Он сказал, что засыпало снегом заброску.



Шли по камням в обход ледника. Сплошная «хана», как говорит Кула. Когда [под ногами] начался снег — ощущение облегчения. Нас приветствовало солнце!



У меня в глазах серебристые мурашки. Настроение эйфорическое. Маус по дороге слепила снеговичка с ромашкой. Это был самый лёгкий участок всего пути.









Дошли, я поцеловала сквозь слёзы своего верного шерпа. Поели альпинистского мороженого. Алик, Вера и Лёша пошли обратно в снег и туман, а мы — вперёд. Спустились немного до камушка и сели ждать Мишу. Он разведал путь, но опять вверх — «перевал им. Назарбаева». Шли, шли, дошли до чёрных скал. Кула чуть не повёл нас в обрыв. Миша удивительно чувствует, куда идти. Началось самое интересное — спуск к Тальменю. Ужас, «ну, ломы». Я бы так и осталась на этих «камушках с лишайничками», если бы не Боб, который всё время меня поджидал, и Миша, который нёс мой рюкзак (а в конце пути — и мой, и Катин!).
Перед этим кошмарным спуском открылся вид на всю долину с Тальменем, справа — маленькое высокогорное озеро, вдали — проблески солнца и горы (Боб сказал, что может быть, это уже Тибет).

17 августа
Отлёживались полдня. Вышли в 14.30 вниз к Тальменю. Опять мокрая тропа и камни, камни. Погода с нами играла — как только доходили до стоянки (камушки, деревья), так нас накрывал дождик (первый раз — сильный, с грозой).
Маус два раза упала на колено и сильно разбилась. Была переправа через реку (2 берёзовых ствола); Миша с Кулой натянули веревку, иначе бы мы не прошли. Шли, шли по болотцам, по чудной (после камней!) тропе в травах (лилии, маралий корень). Я набрала чуть-чуть золотого корня. Остановились (после перехода двух речек вброд) у подхода к озеру. Носки, носки, штаны, штаны…
Планы, наверное, изменятся. У Боба появился мистический страх перед камнями. На Хазинихинский уже как-то в лом. Наверное, пойдём по Катуни до Усть-Коксы.

18 августа
Ночью было холодно, опять заснуть мешали картинки перепрыгивания через камни. Почти всё время лил дождик. Настроение кислое, днём заснула.
К вечеру собрала володушки и иван-чая. День какой-то лазаретный (кроме Маус, плохо с ногами у Кати и у меня чуть-чуть).

Часть 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий