26 апреля 2015

1996, Кучерла–Аккем (3)

1, 2

31 июля
Сегодня у нас была вылазка на Верхнее озеро. Я вышла первой в 12.00 и в 14.40 была там, а через полчаса подошли и Боб с Юлей.
Тропа сначала ужасно крутая вдоль реки с водопадами, потом по камушкам. Река течёт под камнями, а когда опять появляется — ты уже на правом её берегу.

Путешествие — как на Бармалей + боковое озеро, только в 3 раза длиннее. На тропе всё время турочки, но можно и заплутать. Меня всё время тянуло на камушки.
Бадан там фантастический, уже есть спелая смородина и можжевельник. Совсем у озера учуялся дух золотого корня.
С озера открывается вид на пик Рериха, ледники. Такая загадочная чаша, и ветер время от времени налетает и кружит.

Юля осталась в палатке ждать возвращения ребят, а я пошла вниз, раньше Боба. Скатилась за 2 часа, даже уши заложило. Немного спутала тропу и оказалась на правом [орографически левом] берегу реки (хорошо, что вовремя заметила).

У водопадов смотрела на рассыпающийся хрусталь брызг. Сила потока неимоверная, так свежо!
А Боб на полчаса позже вернулся с другого конца лагеря — он, как и в прошлый раз с Маринкой, немного сбился с дороги.
В награду нам минут 20 над нашими головами висела радуга (сфотографировали).

Семён считает, что на нас движется циклон. Скоро наша безбедная сухая жизнь закончится...

1 августа
Сегодня день отдыха. Спим почти до 10 часов, у всех — многосерийные сны. Семён пошел на Верхнее озеро. Выяснилось, что его называют Святым [другое, более общепринятое название — Зелёное]. Днём к нам причалили гости — алтайцы на катере (у них на базе школьники, они их катают). Сказали, что на Мультинских озёрах тоже сделали заповедник. Говорили про группу 11-ти (Маус), что собираются дойти до Телецкого. Говорили, что здесь на скалах есть мумиё.
Капает слепой дождик, тучки пока за горы не цепляются.

К супчику вернулась вся честная компания (Семён быстро бежал с озера, но свернул вправо, как и Боб). Ребята очень довольны перевалом, ночёвки были даже жаркие. Видели на леднике белку (!) — наверное, это был дух горы. Видели Белуху, Катунский хребет, а Аккемское озеро было от них загорожено.
К вечеру погода окончательно испортилась.

2 августа
Ночью и утром дождя не было, а потом на озеро села большая мокрая туча. Сидим, слушаем дождь, едим курагу и орехи.
Со вчерашнего вечера в лагере прибавление — семья с двумя детьми, палаткой, тентом, полиэтиленом и дождевиками (видно, люди бывалые). Спрашивают о тропе на Рига-Турист.
В 16.00 «завтракали» в Колиной палатке — картофельное пюре «Кнорр» и чай, приготовленные в автоклаве на газовой горелке. А потом до упаду играли в отгадывание слов (отличился Лёша с «кубическими пузырьками, которые в саркастической форме можно употребить в футболе и шахматах»).

3 августа
Ночью, как сказал Коля, на небе не было ни облачка. Атмосферное давление изменилось, о чём свидетельствовал звон в ухе (а может быть, я перепила золотого корня).

Утром потихоньку собрались и отправились, кто куда: ребята — на какой-то перевал 3А к Белухе, Юля — их проводить и прогуляться на Дарашколь, а я с Бобом и Семёном — в сторону Каратюрека (т.к. еды у нас осталось дней на 10).
Шли размеренно, ритмично по тропе вдоль озера, 2 часа без перерыва, методично переваливая через брёвнышки. Смородина на морене уже почти созрела.
Поднялись по крутейшему травяному склону от озера до домика и выше.

Стоянка замечательная — панорама озера и гор, сухие дрова, ледяной ручей, такой задумчивый. Сварили супчик и какао, дождались розовых закатных облаков и легли спать.
Так хорошо!

4 августа
Ночь тёплая, тихая. В 8 часов вылезли сфотографировать озеро с симметричным отражением и вернулись в палатку греться и ждать солнышка.

Погода чудесная, птицы поют, какие-то мышки с дерева на палатку падают.
Волчеки ушли разведывать тропу на перевал. Я вымылась в ручье, села загорать, и мои жёлтые шорты заприметили на базе. Только «разведчики» вернулись, Семён ушёл спать — и к нам с Бобом пришли два «новых алтайца» (не поленились же на горку лезть!). Ходили кругами, напрямую чего-то требовать, видимо, постеснялись. Боб им сказал, что у нашего главного бумага из Горно-Алтайска — и они, посовещавшись на своём, удалились. А мы, соответственно, решили больше тут не задерживаться.
Вечером созерцали закат и высматривали зелёную палатку Юли, но никто ни в одну сторону так и не прошёл.

5 августа
Встали в 8, заварили золотой корень, собрались, доели вчерашний ужин (рис с пшёнкой и курагой) и пошли к истоку Текелюшки по верхам. Тропа плановая, с указателями на деревьях; сначала по лесу вниз-вверх, потом вдоль морены вверх круто и ещё вверх. [И в этом, и в следующем году мы ещё не знали, что правильный путь гораздо проще и на камни забираться не следует.]

Вышли на альпийские луга — видны почти всё Кучерлинское озеро и Кучерла, панорама гор. «Вкусили» шоколад и пошли дальше. Травы, на камнях много чабреца, щётки. Видели несколько озёр-лужиц, которых нет на карте. Ходили по снегу! Вдали — вся Кучерла до Катуни и дальние Уймонские хребты.

Погода стала пугать — опять циклон, ещё вчера с юго-запада потянулись полоски перистых облаков.
Подошли к перевалу Сыпучий (которого нет на карте). Я, храбрая, потянула Боба спускаться. Метров 20 проехали, а Семён мудрый наш остался наверху и пошёл в обход. Мы спешно вернулись и его догнали. Потом вместо тропы по травяному склону Боба потянуло в заросли кустиков (отчего кеды у меня ворочались на ступнях и на ногах были царапины с кровью).
С горем пополам, вконец уставшие (всё-таки с 10 до 19 шли и шли без больших привалов!) добрались до леса, где много хороших стоянок вдоль плановой тропы на Каратюрек. Тут с нами познакомилась компания приятная — Аня, Вадим и Андрей (они ходят медвежьими тропами: от Онгудая до Чендека через Теректинский хребет, а сейчас идут на Аргут).
Откуда-то пришли силы варить кашку. Семён настоял на том, чтобы сделать тент над костром, и как всегда оказался прав — полил дождь, вдали была гроза. Надо тут устраиваться основательно!

6 августа
Наверное, от усталости опять ночью несколько часов не спалось. Хотя палатка наконец стоит у нас ровно, лежать удобно.
Утром накрапывает дождик. Полдня не вылезали из палатки. Завтрак, он же — обед в 15 часов. Тучки то наползают, то развеиваются. Ходим друг к другу в гости. Ребята интересные, один — художник, другой — резчик по кости.
День прошёл уютно, устало. Ноги к вечеру стали, вроде, восстанавливаться (помог подъёмчик от Текелюшки к лагерю). Вечером Боб с Семёном пошли высматривать Юлю на Сыпучем, но не захотели спускаться в овраг и быстро вернулись.

Я сфотографировала закатное небо и молю о завтрашней хорошей погоде.